Вне всякого сомнения, самой заметной и прекрасной деталью японского меча является его цуба, то есть гарда. Трудно сказать, откуда пришел этот стойкий обычай, но уже на протяжении целого тысячелетия клинки всех традиционных мечей (включая многие копья и нагина-ты) отделяются от рукоятки плоским диском. С одной стороны, классическая китайская сабля “дао” имеет круглую гарду, хотя и обведенную довольно широким пояском, с другой — знаменитый прямой меч “цзянь” оснащен обыкновенной крестовиной типа волн или рожек. Скорее всего, поперечная пластина пришла из Кореи, так как именно корейские мечи боле всего напоминают японские, в том числе и монтировкой.
Идея может показаться сомнительной, поскольку цуба дает рукам весьма иллюзорную защиту, но тут следует учитывать базовые принципы японского фехтования, отрицающие прямые подставки под вражеский удар, особенно — европейскую привычку брать его “на гарду”. Конструкция цубы одновременно проста и замысловата, а все е фрагменты подчинены строгим нормам традиции. Тем более удивительно мастерство, с которым изготовители (цубако) умудрялись придавать маленькому диску столь разнообразные формы. Если представить себе некую усредненную цубу, нетрудно заметить ряд общих элементов, присутствующих у абсолютного большинства изделий.
Самыми заметными деталями в абрисе любой цубы являются: овальная площадка “сэппа-дай” (Seppa Dai) в центре, а также окна “когай-ана” и “козука-ана”, предназначенные для выхода рукояток ножа когатана и шпильки когай, дабы владелец имел возможность извлекать их, не выдвигая клинка. “Ана” — отверстие, иногда называемое также “хицу” (Hitsu), то есть “прорезь”. Соответственно, вы можете встретить термины “когай-хицу” и “козука-хицу”, а также обобщающее понятие “р-хицу” (Rio Hitsu), что подразумевает оба окна сразу:
Также примерно половина изделий имеют всего одно окно, а некоторые и вовсе сплошные:
Довольно часто одно из окон или оба сразу заделаны медной (”суака”) либо оловянно-свинцовой (”савари”) пломбой, именуемой “хицу-умэ” (Hitsu Ume). He совсем понятно — зачем, но так поступали в тех случаях, когда старая цуба монтировалась на катана. При этом когай-ана становилось ненужным, ибо ножны катана лишь изредка оснащались ножом когатана, и никогда — когай:
К слову, это является косвенным подтверждением истинного назначения шпильки когай как инструмента для развязывания затянувшихся узлов шнуровки доспеха. Поэтому цубы, оставшиеся от старинных тати, всегда имеют когай-ана, но катану носили с гражданским платьем, без лат — и штырь сделался ненужным. Также по расположению окон относительно центра мы можем судить, для какого именно типа меча предназначалась цуба. Дело в том, что когатана всегда(!) располагается изнутри, ближе к телу. Но различный способ ношения тати и катана (лезвием вниз или вверх) предполагает смену позиций окон. Некоторые предусмотрительные цубако вырезали два когай-ана, делая цубу универсальной, так как плоская “козука” (рукоять когатаны) свободно помещается в равном по ширине отверстии.
Также следует помнить, что лицевая сторона цубы та, которая обращена к рукоятке, дабы встречный люд имел возможность любоваться тонкой работой. Соответственно, большинство изображений (если они правильно выполнены) показывают нам именно “лицо”. Впрочем, на сей счет есть другие мнения, поэтому не стоит воспринимать сказанное в качестве эталона или истины, применимой всегда и всюду.
Достаточно редко можно встретить цубу, которая не демонстрировала бы явно выраженной площадки “сэппа-дай”. Это овальное возвышение по форме повторяет контур шайб “сэп-па”, что надевались на хвостовик и за цубой, и перед ней. Замысел прост — подбирая шайбы разной толщины, монтировщик добивался плотной посадки всех деталей так, чтобы их поджимал торец рукояти. Но раз имеется нечто, доступное для украшения, это немедленно должно быть реализовано — торец сэппа обычно чеканился или нарезался тонким кружевом. Поверхность самой площадки не декорировалась никак, но именно здесь изготовитель размещал узкий столбец иероглифов, поясняющих имя мастера, название города или района, координаты заказчика, число, год, месяц и так далее. Вместе с тем огромное количество прекрасных экземпляров возмутительно анонимны, обретая статус “му-мэи” (”без подписи”). Окна р-хицу, как правило, лишь слегка соприкасаются с сэппа-даи, но иногда они глубоко врезаются вглубь:
Точно посередине цубы мы видим клинообразное окно “накаго-ана”, через которое проходил накаго — хвостовик меча. Для того чтобы цуба не вихляла на клинке, в нижний и верхний углы накаго-ана почти всегда вбиты кусочки мягкого цветного металла (латунь, медь). Слегка подпиливая или расплющивая податливые фрагменты, мастер обеспечивал индивидуальную подгонку данной цубы к данному мечу. Назывались такие вкладки “сэки-ганэ” (Sekigane) или “кути-бэни” (Kuchibeni).
Если цуба этого не имела, то подгонка осуществлялась чеканкой непосредственно кромки накаго-ана. Попадаются экземпляры, буквально изуродованные чередой переделок.
Существует чрезвычайно стойкое заблуждение относительно размеров и толщины цуб, причем это заблуждение свойственно как раз тем, кто по роду занятий обязан знать о предмете почти в с е . Речь идет об изготовителях современных реплик “японских” мечей, выдающих на-гора сотни и тысячи неправдоподобных фантазий, только со стороны напоминающих нихон-то. И как раз цуба пострадала от их рук более всего.
Итак, средний размер цубы для больших мечей составляет 75-85 мм при толщине 3-4 мм. Безусловно, во все времена существовали исключения из правил, но эти цифры верны в 99% случаев. Соответственно, вакизаси комплектовались цубами в 60-70 мм с той же толщиной, а защита танто была почти символической, буквально 40-50 мм. Но различных форм диска известно предостаточно, хотя они и укладываются в несколько базовых типов.
Круглые (Maru-gata)
Это наиболее распространенная форма, причем цуба классифицируется как “круглая” независимо от частностей дизайна, просто по внешнему абрису.
Овальные (Nagamaru-gata)
Своеобразной переходной формой от круглых к четырехугольным служат овальные цубы. Порой это чистый круг, слегка сдавленный по вертикали (горизонтальных овалов не было и нет), порой — скругленный квадрат или прямоугольник (Nagegaku-gata). В зависимости от величины скругления экземпляр ближе либо к той, либо к другой группе:
Четырехугольные (Kaku-gata)
Современные кинематографисты снабдили ловких ниндзя прямыми мечами с огромной квадратной цубой, имеющей вогнутые, как у бубнового туза, стороны. На самом деле прямоугольные или квадратные цубы были популярны в самурайской среде во все времена, но абсолютное большинство их скруглены. Вероятно, именно такие изделия пользовались любовью настоящих ниндзя, так как действительно могли служить ступенькой, если прислонить меч к стене. Пусть их размер и толщина отличались в большую сторону (чуть-чуть), зато они не вызывали подозрений у бдительных “охотников за шпионами”. В данную категорию также входят трапециевидные цубы:
Мокко (Mokko-gata)
Дольчатый силуэт такого диска мог бы служить визитной карточкой всех цуб вообще, так как именно он прочно ассоциируется с маленьким японским чудом. Трудно даже сказать, какие именно формы держат пальму первенства. По сути, мокко — это круглые и овальные цубы, имеющие четыре “ломтика”, точно у дыни, по аналогии с которой и были названы. Глубина прорезки “лепестков” изменяется от почти незаметной до весьма солидной. Тогда форма становится “ири-мокко” (”глубокая мокко”):
Два последних экземпляра демонстрируют нам достаточно редкий элемент декора — маленькие парные отверстия “удэнуки-ана” в нижней части диска. Существует мнение, что они символизируют солнце и луну, а для вящей убедительности их края порой обводились золотым и серебряным кантом.
Многоугольные
Это не очень распространенная форма, и мы лишь изредка встречаемся с дубами, имеющими вид шести- или восьмиугольника. Право, они довольно скверно гармонируют с классическим дизайном японского меча, и чуткие к таким вещам самураи интуитивно предпочитали что-то более естественное. Ромбовидные и крестообразные силуэты и вовсе единичны.
Aou (Aoi-gata)
Является разновидностью “мокко”, образованной четырьмя характерными “лепестками”, либо же имеет симметричные промежутки в форме “сердца”. Такой элемент в Японии известен как “иномэ” (”кабаний глаз”). В целом контур похож на лист растения “аои”, отчего и пошло название.
Ситоги (Shitogi-gata)
Это самый редкий и необычный тип гарды, который даже не является “цубой” в привычном для нас понимании. Подобный стиль применялся исключительно в монтировке драгоценных парадных и церемониальных мечей, эдакого представительского эксклюзива. Название произошло от аналогии с формой жертвенного рисового пирожка, используемого в синтоистских обрядах.
Произвольные
В эту категорию собраны изделия, чей внешний рисунок образован элементами, которые мастер расположил в соответствии лишь с собственной фантазией, не стремясь жестко вписать их в одну из традиционных форм. Но, по большому счету, каждая такая цуба является либо круглой, либо овальной, либо какой-то еще, а незначительные выступающие и вдавленные участки отнюдь не разрушают общего впечатления.
Следует подчеркнуть — все показанные выше образцы предназначены для монтировки мечей тати, катана и вакизаси. Но — в зависимости от величины клинка, цубы последних либо почти не отличаются от стандарта, либо заметно меньше, и вполне подходят к тяжелым танто, хотя реально категория “ножевых” цуб включает абсолютно самостоятельные изделия.
Иначе невозможно — исчезающе малые габариты вынуждали художников находить предельно лаконичные и выразительные решения. Тем не менее, любая из приведенных цуб вполне может быть использована при монтаже небольшого вакизаси. Называлась эта категория просто — “сё” (Sho), то есть “маленькие”.
Очень важной деталью, которая всегда учитывается при классификации цуб, является внешний ободок “мими” (Mimi). В зависимости от стиля различают ободки, выполненные вровень с плоскостью диска, приподнятые (”дотэ-мими”) или зауженные (”гоиси”). Толстый ободок, кованый непосредственно из пластины, называется “учикаэси-мими” (Uchikaeshi Mimi). По типу сечения бывают круглые (”мару”), квадратные (”каку”) или скругленные (”ко-нику”) ободки. Изредка встречаются цубы с накладным (”фуку-рин”) ободком, сделанным, как правило, из мягкого металла — золото, серебро, медь, латунь.
Хотя сегодня основной фонд сохранившихся железных цуб имеет почти голую поверхность, когда-то все они были покрыты слоем прочного лака, следы которого присутствуют на подавляющем числе экземпляров. Обычно это черный или прозрачный лак, но попадаются также цветные разновидности: красный, золотистый и так далее. Это естественно — в дождливом климате Японии беззащитное железо не продержалось бы и года.
Вплоть до XVI века большинство цуб были тяжелыми, толстыми коваными изделиями из железа или цветных металлов, да еще вдобавок анонимными. Оружейники не делали их “на вынос”, а просто комплектовали новый меч соответствующей цубой. Но довольно быстро (по историческим меркам) производство защитных дисков выделилось в особый род искусства, и каждый самурай мог заказать уникальный экземпляр, сообразуясь с личными финансовыми возможностями. Помимо таких раритетов, опытные цубако накапливали изрядный ассортимент авторских работ, а перед взыскательным воином вставала проблема выбора. Как уже говорилось, комплекты “дай-сё” оснащались парными цубами и прочими деталями монтировки, над созданием которых потрудились одни и те же руки.
С точки зрения материала сплошные железные цубы выглядят более прочными, но и ажурная прорезная работа “сукаси” (Sukashi) не ослабляла конструкцию, так как в ход шел не однородный металл, а многослойный кованый пакет с высокоуглеродистыми фрагментами. После финальной обработки эти включения, так называемые “тэккоцу” (Tekkotsu), четко проступали на ребре пластины в виде светлых зерен различной формы. Они по праву считаются одним из фундаментальных классификационных признаков, точно водяные знаки на ценных бумагах. К сожалению, рисунок (толщина диска слегка увеличена для наглядности) дает нам лишь отдаленное представление, к тому же форм тэккоцу довольно много:
Использование в ранних цубах чистой красной меди не столь нелепо, как может показаться на первый взгляд. Будучи мягким и податливым, этот металл обладает своими особенностями. Во-первых, после холодной ковки прочность изделия возрастает многократно, настолько, что оно приобретает даже некоторую упругость. А во-вторых, уникальная вязкость меди защищает от острого клинка едва ли не лучше среднего железа. Такая цуба будет смята, но не срезана, и руки останутся целыми.
В дальнейшем все большую популярность в качестве материала для цуб, равно как и прочих комплектующих, приобретает редкая разновидность бронзы — знаменитый сплав “ся-кудо” (Shakudo), включающий до 70% золота. После специальной обработки (предположительно — в уксусе), а также от времени поверхность принимала стойкий, неповторимо глубокий цвет, иссиня-черный и теплый одновременно, который не может быть получен никаким иным способом. Благодаря этому сякудо великолепно сочетается с другими традиционными сплавами: не менее знаменитым медно-серебряным “сибуити” (Shibuichi) и медно-цинко-свинцовым “сэнтоку” (Sentoku). Сочетание искристо-холодных и бархатисто-теплых тонов порождало удивительную гармонию “инь-ян”, вообще характерную для большинства японских, китайских и корейских изделий.
Разумеется, наивысшего расцвета искусство цубы достигло в период Эдо. Грозная утилитарность военных мечей сменилась утонченным декором, и самым заметным представителем этого направления становится семья Гото, концентрат потомственных ювелиров и художников по металлу. Изощренные, выполненные с большим вкусом работы полностью соответствовали запросам самураев новой формации (разумеется, представителей высших слоев, так как Гото были официальными мастерами сёгуната). Характерным стилевым признаком их изделий является высокий рельеф по спокойному фону и обилие золота. Эта выигрышная манера пришлась по душе современникам. Тотчас возникло множество вторичных школ (например — Исигуро, Ивамото), заполнивших рынок превосходными цубами, менее всего напоминавшими простые и практичные диски “эпохи враждующих провинций”.
Государственная политика конца XVI — начала XVII веков ограничила ввоз иностранных товаров в Японию. Китайцы и “южные варвары” (Namban), купцы из Голландии и Португалии допускались только в порт Нагасаки. В результате у целого ряда мастеров пробудилось очарование европейскими обычаями, оружием и причудами. Например, Ёсицуги был одним из многих, кто начал развивать синтетическое направление, комбинируя европейские элементы с китайскими драконовыми и цветочными линиями и завитками, что в итоге привело к появлению стиля “намбан”. В работе использовалось хрупкое волокнистое железо со сквозным (сушей) и сплошным (нуномэ) узором, преимущественно — из переплетенных драконов, растительных и животных орнаментов, чеканных ободков и декоративных прямоугольников. На протяжении всего XVII века преобладание художественного начала выразилось в еще большей декоративности, а на рубеже XVIII столетия развитие окончательно двинулось по пути изощрения техники, колористики и применения драгоценных металлов. Неоправданный приоритет отдается легким в обработке золоту (Kin), серебру (Gin), упомянутым сякудо и сибу-ити. Технология декорировки также претерпевает заметные сдвиги. Если поверхность старых железных цуб полностью отражала чисто японское понимание красоты, таящейся в нарочито грубых следах ковки или в разделке “под камень”, то облик преемников излишне шикарен. Виртуозность гравировки, глубина и точность рельефа, безукоризненность многоцветных фонов и планов топят в себе живое естество. Это не сибуй, не дзен и не простота чайной церемонии, а мертвое и холодное совершенство.
Подводя итог, можно утверждать, что в действительности “золотым веком” цубы были смутные и кровавые времена Муромати и Момояма. Именно тогда изготовлено наибольшее число железных дисков, позже признанных классикой самурайской эстетики (стили Овари, Онин и т.д.). Не роскошь и блеск, а суровая незамысловатость и функциональность — вот качества, достойные настоящей цубы, при одном взгляде на которую в тиши музейных коридоров слышатся бешеное ржание коней и сухой лязг роковых клинков!
* * *
Огромное количество доживших до наших дней экземпляров цуб (как смонтированных на мечи, так и “свободных”) давно поделено специалистами на ряд стилевых групп. Каждый регион, каждая династия мастеров или школа вносили в продукцию неповторимые черты, сообразуясь с которыми, мы можем теперь вполне достоверно атрибутировать предметы. Наличие подписи упрощает классификацию, но и без нее совокупность многих явных или почти незаметных деталей способна поведать биографию пластины почти без искажения. На цветных вклейках представлен краткий обзор самых значительных и распространенных стилей, своеобразная “хрестоматия цубы”, по изучении которой вы без хлопот сориентируетесь в, казалось бы, хаотичном мире этих удивительных вещей.