Паранг

Паранг

Вероятно, ни с одним другим оружием не связано столько зловещих легенд, как с парангом (его относят как к большим ножам, так и к мечам), распространенным практически по всей Океании. Это традиционное оружие даяков, коренного населения острова Борнео (он же Калимантан), которое вплоть до начала XX в. практиковало охоту за головами, используя именно паранги.

Форменное варварство, однако для даяков оно имело колоссальный сакральный смысл. Высушенный и прокопченный череп, по местным поверьям, был самым мощным магическим артефактом и источником жизненной энергии. Голова правильной формы знатного воина, правителя или шамана могла спасти деревню от болезней, вызвать дождь в засуху, защитить от злых духов и т. д. Только добыв голову убитого врага, юноши проходили инициацию и могли называться мужчинами. Новые черепа увеличивали престиж их владельца и считались символом мужественности.

Даяки полагали, что дух человека и после смерти остается в его голове, поэтому за трофеями тщательно ухаживали, окуривали благовониями и жертвовали пищу. В некоторых племенах долго хранимые черепа считали более ценными и передавали их от поколения к поколению; в других, наоборот, говорили, что магия со временем исчезает, и постоянно охотились за новыми головами.

Джон Виземан (John Wiseman) в своей книге «Руководство по выживанию подразделения SAS» (The SAS Survival Handbook), с помощью которой тренируются бойцы этой элитной группы, характеризовал паранг исключительно с положительной стороны.

У паранга довольно примитивная конструкция (что не мешает ему быть весьма эффективным в бою). Благодаря смещенному к острию центру тяжести ножом удобно наносить рубящие удары невероятной силы. Клинки изготавливали из многосоставного железа, включавшего метеоритную руду и даже титан. Вплоть до середины 1950-х гг. их выковывали мастера, которые входили в закрытую для посторонних элитную касту.

Клинок своеобразно затачивали: одну сторону делали выпуклой, другую — чуть вогнутой (это хорошо видно в поперечном сечении). Эта особенность затрудняла изготовление ножа, зато лезвие можно было без особых усилий заточить о любой подходящий камень.

Существует несколько десятков модификаций паранга, принадлежащих разным племенам народа даяков. Некоторые настолько отличаются от общепринятого стандарта, что их иногда относят к другим типам холодного оружия. Перечислим основные модели парангов.

Самый распространенный — паранг иланг («двойной клинок»). Назван так потому, что в комплект всегда входил вспомогательный нож. Клинок прямой, расширенный к острию, чаще всего с односторонней «стамесочной» заточкой (режущая кромка образована спусками только с одной стороны клинка). Рукоять прямая, с характерным навершием в виде выступа на конце, обычно декорирована прядями крашеных человеческих волос. Входил в традиционный арсенал «внутренних» даяков, обитавших в глубинных районах Борнео.

Паранг пандат — это боевой меч «внутренних» даяков, малайцев и воинов племени меланау с весьма примечательным клинком коленчатой формы, резко изгибавшимся у основания рукояти. Другая его нестандартная деталь — небольшое перекрестье, как у европейских мечей.

У паранга латука из арсенала «внутренних» даяков и малайцев такой же коленчатый клинок. Рукоять прямая, расширенная, с округлым навершием.

Паранг ниабор отличался клинком изогнутой сабельной формы, который заметно расширялся к концу и тем самым был похож на турецкий ятаган. Он входил в традиционный арсенал «морских» даяков, а также был излюбленным абордажным оружием малайских пиратов.

Таким образом, длинноклинковый паранг — это универсальный инструмент выживания в джунглях, который обладает отменной рубящей способностью и совмещает функции боевого меча и сельскохозяйственного или бытового орудия.

Исторический факт
В древности мужчины-даяки организовывали обширные экспедиции за головами врагов. Ими могли быть недружественные племена или случайные путешественники. По возвращении домой трофеи — отрубленные головы — тщательно обрабатывали: через ноздри извлекали мозги, головы помещали в сети, сплетенные из ротанговой пальмы, сушили и коптили.

Власти Борнео еще в XIX в. начали активно бороться с этими традициями. Однако ситуация долго казалась неразрешимой, ведь у даяков не было иного способа стать мужчиной, кроме как добыв голову врага. В 1860 г. султан Борнео обратился к Чарльзу Бруку (белому радже, которому подчинялся султанат) за помощью, и тот организовал карательную операцию, уничтожив наиболее непокорных вождей. После этого охота за головами постепенно начала затухать, хотя отдельные случаи регистрировали даже во время Второй мировой войны.

sitekid.ru

Добавить комментарий