Зульфикар (араб. ذو الفقار — бороздчатый, с волнистыми разводами) — название меча пророка Мухаммеда.
Зульфикар — один из знаменитых мечей доисламской Аравии. По преданиям Зульфикар принадлежал мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. При разделе трофеев, захваченных в битве при Бадре, Пророк Мухаммед взял меч себе. Позже Зульфикар перешёл к четвёртому праведному халифу Али ибн Абу Талибу (656—661 годы), после смерти которого мечем владели его сыновья — Хасан и Хусейн. После гибели Хусейна Зульфикар унаследовал его сын — Али ибн Хусейн Зейн аль-Абидин.
Дальнейшая история Зульфикара у двух основных течений ислама разнится. Шииты, почитающие первых четырех носителей Зульфикара как своих первых имамов (духовных лидеров) считают, что меч перешел к их наследникам и таким образом находится сейчас в руках последнего, сокрытого имама — аль-Махди. Сунниты же полагают, что меч достался османским султанам и ныне хранится в Стамбуле, в сокровищнице музея Топкапы.
Также существуют различные мнения относительно самой формы Зульфикара. Чаще всего меч изображают характерной, изогнутой формы с раздвоенным клинком. Однако, по другой версии — меч был обоюдоострым, а «раздвоенность» появилась как результат неточного описания.
В число многочисленных достоинств Пророка Мухаммеда входило и искусное владение оружием. Согласно рассказам современников, он имел большую коллекцию мечей, жемчужиной которой был легендарный Зульфикар, являющийся почитаемым и ярким символом ислама, защищающим границы мусульманского мира от врагов. В честь меча назван иранский танк.
В легендах Зульфикар наделяется магической силой и волшебными свойствами. Согласно среднеазиатским народным легендам, когда Али не воевал, он оставлял меч висеть в воздухе, просто подбросив его, а в нужную минуту Зульфикар чудесным способом оказывался у него в руке.
Существует предание о том, что праведный халиф Али ибн Абу Талиб, доставая Зульфикар из ножен, однажды допустил неосторожность и лезвие раскололось пополам. Именно с такой формой и было связано множество волшебных свойств меча: что одна его сторона могла убивать, а другая – исцелять, что меч не мог нанести вреда воистину честному, праведному человеку. Еще одна легенда гласит, что если какой-либо умерший верующий не был похоронен согласно обычаю, то Зульфикар ломался и чтобы его обломки срослись воедино, тело покойного нужно было предать земле как можно быстрее.
Клинки, символизирующие собой Зульфикар, изготавливались во многих мусульманских странах. Самые ранние из них имели треугольный вырез на конце, так что их острие напоминало жало змеи. Традиционно на таком оружии гравировали главный девиз мусульманских армий: «Нет меча кроме Зульфикара, нет героя кроме Али!».
Евгений Лавриненко (СМ)