Магия витражей

Святой Дунстан

Во всем мире интерес к витражному искусству растет не только среди состоятельных любителей изысканной роскоши, но и среди людей невысокого достатка, которые стремятся украсить жилище чем-то недорогим, но в то же время необыкновенным, вносящим радость в домашний интерьер. Витраж становится одновременно и более утонченным, и более доступным элементом современного дизайна.

В качестве несущего каркаса при изготовлении витражей довольно долго применялся свинец. Сегодня технологии шагнули далеко вперед, и теперь свинец вытесняют более прочные и экологически чистые олово, медь и латунь. Правда, соединить их воедино можно только в современной витражной мастерской, оборудованной по последнему слову техники. В мастерской Сергея Кушнира в Донецке современны и технологии сборки витражей, и технологии предварительной художественной обработки каждого элемента, что стало возможным благодаря финансовой поддержке украинского кузнечного предприятия «Гефест».

Немного истории

Ценность стекла с веками изменялась и во многом зависела от того, в какое время и как использовалось стекло. Во времена шумерской культуры стеклянный камень ценился дороже алмазов. Сегодня ценность стекла наиболее выражена в произведениях витражного декоративно-прикладного искусства. На протяжении многих веков этот вид искусства относился к элитному мастерству, выражающему уровень достатка и благосостояния владельца дома или заведения, украшенного витражами.

Само название пошло от французского слова “vitrage” – стекло. Под этим явлением понималась орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в люстрах, в виде самостоятельного панно) из стекла, пропускающего свет, в обрамлении из свинца или латуни. Эффект витражей как элементов дизайна вряд ли можно переоценить. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного стекла.

Особенность этого вида искусства в том, что он всегда был востребован, хотя в зависимости от потребностей эпох испытывал как спады, так и восхождения. Простейшие витражи возникли во времена шумерской культуры (в Месопотамии) и существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э. и в Древнем Риме – с I тысячелетия н.э. Рассвет классического витража приходится на эпоху Возрождения – ХVI-ХVII века, когда многие мастера-живописцы пробовали себя в витражном производстве. Классический витраж того времени был более приближен к живописному началу благодаря напылениям, имитирующим драпировки и передачу цвета и тени.

В Европе и Америке витраж всегда был востребованным и нашел свое место как в готических храмах, так и в украшениях дворцов и замков знати. В начале XX века технология изготовления витражей значительно усовершенствовалась благодаря американцу Тиффани, изобретателю стекла, способного передавать фактуру изображаемого. Однако каждый настоящий мастер нарабатывал свои секреты годами.

Во времена СССР волшебство витражей несколько обесценилось, так как в архитектуре доминировал монументальный витраж, грубо обобщающий детали передаваемого сюжета. Стекла не обрабатывались, а цветовая гамма была упрощена до цветов светофора на дорожном перекрестке. О цветовой растяжке даже речи не было. Витражи (ими чаще всего украшали ЦУМы) выигрывали только за счет композиции и цветопередачи (подбор стекол по цветовым соглашениям). Не вписывались в общую картину советского пространства лишь прибалтийские мастера, которые не отступали от классических традиций. Здесь витраж был и остался высокохудожественным предметом искусства.

В Украине интерес к витражному искусству проснулся не так давно – в конце XX века. В Донбассе в этом виде искусства преуспел один из самых ярких и талантливых мастеров – Сергей Кушнир, работы которого во многом превосходят по качеству исполнения изделия киевских мастеров.

В современной витражной мастерской

Свои навыки и секреты витражного мастерства Сергей Кушнир оттачивал в течение десяти лет, опираясь на опыт лучших мастеров витражного искусства. Он в совершенстве владеет как классическим способом изготовления витража, так и изготовлением витражей с использованием стекол Тиффани – методом, которому пока еще не придумано исчерпывающее наименование: стильность и цветопередача фактуры изображаемых предметов существенно отличает его от традиционного витража.

По мнению Сергея Кушнира, талант мастера раскрывается тогда, когда в обработку стекол добавляется рельеф и своеобразный шарм, позволяющие витражу “заиграть” и стать не менее привлекательным, чем живопись.

– Витражи отличаются степенью и способами обработки стекла, – рассказывает о технологиях Сергей Кушнир. – Например, Тиффани нашел новые способы обработки стекла путем сплавления стекол различных толщин и цветов. Он прокатывал их, ковал – то есть делал все, что можно делать со стеклом. В результате мастер достигал того, что стекло по цветопередаче напоминало фактуру камня. Если он плавил стекло для листа винограда, то похожесть его на натуральный лист достигалась путем смешения стекол и различных добавок. Он продуманно выплавлял стекла определенного цвета, которые подходили к условиям композиции. Тиффани проработал и максимально усовершенствовал фактуру стекол.

В Европе и Америке существуют несколько заводов, которые выплавляют стекла по технологии Тиффани. Именно их в своих витражах использует Сергей Кушнир. Наряду с витражами в стиле Тиффани донецкий мастер в совершенстве владеет технологиями создания классических витражей. В этом стиле выполнено панно “Благовещение”, при создании которого мастер старался как можно ближе приблизиться к воссозданию сюжета старыми мастерами как минимум XVIII века. Кстати, в двух последних работах мастера “Благовещение” и “Воскресение” каждый фрагмент был выплавлен по специально заданной фактуре. Если участвует ткань, то выплавлена фактура ткани. Если фактура дерева, то туда что-то введено для передачи текстуры дерева. Если используется камень, то фактура камня. Для того, чтобы передать сюжет как можно ярче, использовалось напыление, некоторые фрагменты прорисовывались. Если фактически витраж состоит из тысячи элементов, то на каждый фрагмент делается форма и в каждой форме плавится своя деталь.

Каждый витраж индивидуален и неповторим. Эксклюзивности работам донецкого мастера придает владение различными методами рельефной обработки стекла и секретами фьюзинга – приемами спекания различных стекол для получения той или иной формы и объема. Если вся работа состоит из переходов от одного рельефа к другому, то получаются интересные отражающие эффекты, и она играет бликами.

Со временем изменялись не только фактура стекол, но и методы сборки витражей: от использования в обрамлении свинца до более экологически безопасных материалов, которые использует в своих работах Сергей Кушнир. В частности, олово дает хорошую жесткость, в отличие от свинца, и позволяет делать витражи самых различных конфигураций: и потолочные, и объемные, и фигурные. Витражи можно использовать в самых различных элементах дизайна: в люстрах, перегородках, панно, окнах и дверях. Сюжеты для витражей настолько оригинальны и своеобразны, насколько позволит фантазия мастера и заказчика. Это церковные иконы, библейские сюжеты, самые различные пейзажи и портреты. И в каждой работе витраж будет самодостаточно выражать как неповторимость сюжета, так и индивидуальность мастера.

Добавить комментарий