В некоторых публикациях историю финских ножей пуукко возводят к костяным и бронзовым орудиям древнего времени, известным по археологическим находкам в Скандинавии, однако вряд ли правомерно заходить в генезисе данного типа ножей столь далеко. В реальности история пуукко — традиционных финских ножей с фиксированным клинком — восходит примерно к началу XVIII века, когда этот тип ножей начал формироваться и явно выделяться из ножей общескандинавского типа, бытовавших в то время на территории Северной Европы. В географическом отношении первые пуукко скорее всего появились в регионе Южная Остроботния (Южная Похьянмаа). По наиболее распространенной версии слово пуукко происходит от слова «пуу», которое в финском языке означает «дерево», потому что пуукко традиционно имели деревянную рукоятку (за исключением пуукко в стиле вейри, которые имели металлическую рукоятку). Альтернативная версия заключается в том, что слово «пуукко» происходит от немецких ножей «pook», которые немецкие купцы продавали в Швеции (в XIV—XVIII вв. Финляндия являлась частью Швеции).
Несмотря на то, что пуукко как национальный тип ножей сформировался в XVIII веке, некоторые региональные стили пуукко, считающиеся сегодня классическими, появились позднее — уже в XIX веке. А «Золотым веком» пуукко принято считать конец XIX века, когда технологический прогресс и промышленная революция в Скандинавии (началась в 1870-е) привели к появлению множества фирм, производивших в больших количествах ножи пуукко довольно высокого для своего времени качества.
Отличительной особенностью пуукко является ярко выраженная региональная специфика. Обычно насчитывают порядка десяти стилей, однако вопрос о том является ли саамский нож унна ниибас одним из стилей пуукко или же отдельным типом ножа является дискуссионным. Саамы — национальное меньшинство в Финляндии, численность этого коренного северного народа в данной стране сегодня составляет порядка 6000 человек. Иногда в число стилей пуукко включают большой полевой нож леуку, также имеющий саамские корни, однако это еще более сомнительно.
Тяжелый полевой нож леуку более приспособлен для рубки, чем для режущих и колющих операций. В полевых условиях он используется в основном для заготовки хвороста для костра, а также для рубки костей при разделке дичи. По эффективности в этом качестве леуку сопоставим с легким топориком. И тот факт, что для этого типа ножей в финском языке есть специальное слово, является еще одним весомым аргументом в пользу того, чтобы считать его не пуукко, а отдельным типом хозяйственного орудия.
Региональные стиле пуукко таковы: каухава, рауталампи, яаласъярви, калайокилааксо, харма, тойяла, пеканпяаа, кокемяки, томми, ориджарви. Рассказывать об особенностях пуукко, выполненных в каждом из этих региональных стилей, мы в рамках данной статьи не будем, так как это очень большая и серьезная тема, заслуживающая отдельного исследования.
Помимо региональных стилей пуукко, выделяется еще и один их исторический стиль — вейри. Вейри пуукко использовались финской знатью в XVIII–XIX веках как элемент парадного костюма. В некоторых экземплярах в ножнах, в дополнение к ножу, помещалась еще и двузубая столовая вилка. Рукоятка и ножны изготавливались из латуни. Регионально ножи вейри обычно привязывают к финской исторической провинции Остроботния, однако Остроботния — это центральная Финляндия, занимающая на карте порядка половины территории современной Финляндии, поэтому ножи вейри скорее следует считать историческим общефинским, а не региональным стилем пуукко.
Следует отметить, что уже после своего формирования в качестве финского национального ножа пуукко не избежали внешних воздействий. Так стили пуукко тойяла и вейри сформировались под влиянием со стороны шведских ножей.
Надо сказать, что один из вышеупомянутых региональных стилей пуукко — каухава — очень неоднороден. Название этого стиля происходит от главного финского исторического центра производства ножей — города Каухава. Производители из этого города много экспериментировали с конструкциями ножей: именно там придумали тыльники рукояток ножей, выполненные в виде стилизованных голов различных зверей, а в 1890-е годы местные мастера освоили травление изображений и надписей на клинках.
Впрочем, гравировка на клинках не стала традицией для пуукко или даже для пуукко из Каухавы, однако узоры и рисунки на клинках, а также на больстерах и тыльниках, прижились в региональном стиле пуукко рауталампи, сформировавшемся в конце XIX века.
В XIX веке в Каухаве работало пять крупных ножевых фирм, однако на данный момент осталась только одна — Iisakki Järvenpää Oy, основанная мастером Иисакки Ярвенпяа в 1879 году. С 1952 по 2008 год на гербе города Каухава был изображен пуукко, однако в 2009 году, после вхождения в состав города Каухава предместий (муниципалитетов) Алахярмя, Юлихярмя и Кортесъярви, был принят новый герб. Также в Каухаве проходит ежегодный Puukkofestivaali («Фестиваль пуукко»), о котором мы подробнее расскажем ниже.
А еще существовали отдельные модели пуукко, вошедшие в финскую ножевую историю под собственными названиями. Причем большинство этих моделей производилось не одной, а несколькими ножевыми фирмами. Приведем только один пример. XII летние Олимпийские игры изначально должны были проводиться в Токио в 1940 году, однако в 1938 году Япония отказалась от их проведения, и Международный Олимпийский Комитет (МОК) перенес игры в Хельсинки. Но в 1940 году и эта Олимпиада была отменена из-за начала Второй мировой войны. Тем не менее, к данному моменту ряд финских компаний уже успел выпустить партии Olympiapuukko (олимпийских пуукко) с олимпийской символикой. Сегодня они являются коллекционной редкостью. Также термином Olympiapuukko обозначают и сувенирные пуукко, выпущенные к XV Летним Олимпийским играм, прошедшим в Финляндии в 1952 году.
Поэтому следует признать, что богатая трехвековая история пуукко скорее мешает выработать общепринятую классификацию финских ножей, чем помогает это сделать. Слишком уж много в этой истории спорных моментов и разного рода боковых ответвлений от магистральной линии развития пуукко, которые сложно трактовать однозначно.
Так возможно ли вообще выделить основные черты ножей пуукко и дать этому типу ножей адекватное определение? Известный финский найфмейкер Яри Лиукко придерживается следующего определения пуукко: «Пуукко — это нож с прямым симметричным клинком. Длина клинка равняется ширине мужской руки (порядка 9–10 см). Рукоятка тоже прямая, она имеет такую же длина, как у клинка или может быть чуть длиннее него. Форма рукоятки в поперечном сечении — овальная или яйцевидная».
Заметьте, в этом определении ничего не сказано о ножнах, а конструкция рукоятки определена в самых общих чертах. Дело в том, что специфика региональных стилей пуукко заключается преимущественно в особенностях конструкции и отделки рукоятки и ножен, а вот к форме клинка финские мастера подходят весьма консервативно.
Считается, что рукоятка пуукко обычно была сделана из дерева, причем особенно ценилась береза и березовый кап, которые для предохранения рукоятки от влажности зачастую пропитывали пчелиным воском. Но вейри пуукко, а иногда и пуукко, выполненные в некоторых региональных стилях, имеют рукоятки из металла, либо металлические больстеры и тыльники довольно внушительных размеров. Рукоятки пуукко в стиле пеканпяаа традиционно делаются из бересты. Многие современные модели пуукко фабричного производства имеют пластиковые рукоятки, а самодельные наборные рукоятки из пластика были популярны у финских солдат еще во время Советско-финляндской войны и Второй мировой войны.
Для исторических пуукко характерен всадной монтаж, однако сегодня существуют пуукко с монтажом фулл-танг (Full Tang), то есть с рукояткой, сформированной из двух накладок на полный хвостовик ножа. У пуукко редко встречаются долы на клинке, а гарды и подпальцевые выемки на рукоятке для них не характерны. Хотя некоторые современные финские фирмы и выпускают ножи с гардами, эти модели ориентированы преимущественно на внешний рынок. Гарды традиционно есть только у детских пуукко (pikkunikkarinpuukko).
Довольно распространенным в российском ножевом сообществе является мнение о том, что для пуукко характерно наличие «грибка» или «гребня» на тыльной стороне рукоятки, облегчающего извлечение ножа из поясных ножен. Однако изучение многочисленных фотографий как современных, так и исторических пуукко, доступных в интернете, опровергает данное мнение. Подобные элементы на рукоятках пуукко действительно встречаются, но крайне редко.
Ножны пуукко обычно изготавливались из телячьей кожи, также встречались экземпляры пуукко с ножнами из бересты. Для предохранения внутренний части ножен от порезов клинком иногда использовались деревянные вставки, а во второй половине XX века вместо них стали нередко использоваться вставки из пластика. Многие современные модели пуукко снабжаются пластиковыми ножнами. В некоторых региональных стилях ножны имеют металлическую отделку.
Для пуукко традиционным способом ношения является ношение на поясе, соответственно, и ножны принято снабжать подвесом или петлей для ношения на поясном ремне. Существуют модели пуукко с кожаными ножнами, рассчитанными на шейное ношение, рукояткой вверх, однако это редкость.
В финской ножевой традиции есть и такое направление как «спарки», то есть два ножа разного размера, переносящиеся в одних поясных ножнах. Определенную известность имеет вариант, в котором в одних ножнах размещается пуукко и большой полевой нож леуку. Размещение в одних ножнах пуукко и меньшего вспомогательного ножа юнки чаще всего встречались в региональном стиле харма. Однако спарки встречались и в пуукко в стиле каухава, а также в стилях рауталампи и томми. В городе Харма и его окрестностях ножи в одноименном местном стиле принято было носить на поясах, имеющих богатую металлическую отделку и являющихся частью местного народного костюма. Смотрелось это красиво, однако харма пуукко также печально известны как криминальные ножи местной разбойничьей субкультуры «Ножевых юнкеров» (Puukkojunkkari). Эта субкультура существовала примерно с 1820 по 1890 годы, а грабежи и поножовщина, которые устраивали ее члены, доставляли немало хлопот русским властям (напомним, что с 1809 по 1917 год Финляндия входила в состав Российской Империи). Бывали случаи, когда для подавления беспорядков, устроенных «Ножевыми юнкерами» приходилось привлекать даже русские казачьи части, базирующиеся в Финляндии. Двум наиболее известным главарям ножевых юнкеров Антти Исотало (1831–1911) и Антти Раннанъярви (1828–1882), посвящена финская народная песня «Isontalon Antti ja Rannanjärvi», которую исполняли многие известные финские певцы XX века.
В начале 1960-х годов финская компания Hackman Sorsakoski выпустила нож Tapio Wirkkala Puukko, разработанный знаменитым финским дизайнером и скульптором Тапио Вирккала (Tapio Wirkkala) (1915—1985 гг.). Главной отличительной особенностью этой модели была условно пятигранная рукоятка со скругленным гранями, имеющая сложную геометрическую форму.
Впоследствии, на основе дизайна ножа Tapio Wirkkala Puukko был разработан нож модели 60SS Sisu от американской компании Cold Steel. В настоящее время он снят с производства, однако выпускается его бюджетная версия — модель 20PC Finn Bear.
Нож Tapio Wirkkala Puukko по форме рукоятки не подходит под определение пуукко, которого придерживается Яри Лиукко, однако более чем полвека спустя после изобретения он считается классикой многими любителями ножей, а его оригинальная версия является привлекательным приобретением для коллекционеров ножей. Время и технологии не стоят на месте, а при разговоре о традициях не всегда ясно, какой период брать в качестве точки отсчета, разграничивающей классику и современность.
Стоит немного рассказать о термине «пуукко» в контексте финской ножевой терминологии. До выделения такого типа ножей как пуукко в финском языке для обозначения ножей использовался термин вейтси (veitsi), а слово «пуукко», скорее всего, появилось именно по причине необходимости обозначения именно национального финского типа ножей с целью отделения его от других. Слово вейтси (veitsi) до сих пор сохранилось в финском языке, но сегодня оно чаще всего используется для обозначения столовых ножей, так как решение большинство иных задач, для которых нужно использовать ножи, сегодня осуществляется в Финляндии в основном с помощью ножей пуукко. Также в финском языке существуют термины для обозначения некоторых узкоспециализированных типов пуукко, к примеру: Fileerauspuukko (рыбацкий нож), Yleispuukko (плотницкий нож), Avauspuukko (нож для разделки птицы и мелкой дичи), Pikkunikkarinpuukko (детский пуукко с клинком без острия и гардой), Partiopuukko (ножи финских скаутов) и др.
Для обозначения складных ножей в финском языке используется слово линккувейтси (linkkuveitsi), то есть нож с фиксирующим замком или таскувейтси (taskuveitsi), то есть карманный нож. Но сегодня эти слова почти вышли из обихода, из-за фактического запрета на ношение складных ножей в населенных пунктах, который действует ныне в финском законодательстве. Автоматические складные ножи в финском языке называются стилетти (stiletti). Это слово произошло от названия итальянских (корсиканских) выкидных ножей (стилетов), попавших в Финляндию в XX веке, а потом закрепилось за всеми автоматическими ножами. Но к автоматическим ножам финские законы и полиция сегодня относятся еще с большим недоверием чем к складным ножам, так что и этот термин уже практически не используется.
Несмотря на то, что во второй половине XX века некоторые финские компании производили складные ножи и даже балисонги с названием пуукко, это скорее являлось маркетинговым ходом, ориентированным на внешний рынок. С пуукко эти складные ножи обычно роднит только форма клинка. Большинство финнов и финских найфмейкеров консервативны в этом вопросе и считают, что словом пуукко могут называться только ножи с фиксированным клинком.
Также, несмотря на название, не имеет отношения к пуукко и модель Vietnamin puukko (вьетнамский пуукко) от финской компании Hackman Sorsakoski, выпускавшаяся для американских войск во время Войны во Въетнаме. Эта модель выполнена в стиле американских ножей выживания (survival knife), концепция которых была разработана капитаном медицинской службы армии США Джорджем В. Ингрэхэмом и впервые воплощена американским найфмейкером Бо Рэндлом (компания Randall Made Knives).
В современной Финляндии работает немало профессиональных найфмейкеров. Наиболее известны такие имена как Ансси Руусувуори (Anssi Ruusuvuori), Арто Лиукко (Arto Liukko), Ээро Кованен (Eero Kovanen), Эйно Хелл (Eino Hell), Яни Риинянен (Jani Ryynänen), Янне Килпинен (Janne Kilpinen), Яри Лиукко (Jari Liukko), Джей-Ти Пяликко (JT Pälikkö), Юкка Ханкала (Jukka Hankala), Кай Викстрем (Kay Vikström), Маркку Парккинен (Markku Parkkinen), Матти Кунелиус (Matti Kunelius), Микаэль Васкелайнен (Mikael Vaskelainen), Микко Инкеройнен (Mikko Inkeroinen), Отто Кемппайнен (Otto Kemppainen), Паси Яаконахо (Pasi Jaakonaho), Паули Канканпяя (Pauli Kankaanpää), Пекка Туоминен (Pekka Tuominen), Пекка Вяхякангас (Pekka Vähäkangas), Reino Kamppila (Рейно Камппила), Теуво Сорвари (Teuvo Sorvari), Вейкко Хамара (Veikko Hamara), Тапио Сирьяля (Tapio Syrjälä), Эрик Нилунд (Erik Nylund).
Несколько особняком в этом списке стоит имя мастера Сейши Оизуми (Seishi Oizumi), который родился и вырос в Японии, а в Финляндию, на родину своей матери, переехал жить уже в зрелом возрасте. В своей работе Сейши Ойзуми сочетает японские и финские ножевые традиции.
В Финляндии проводятся две известные ножевые выставки: столичная Helsinki Knife Show (Хельсинки) и Puukkofestivaali («Фестиваль пуукко») в городе Каухава. Оба мероприятия длятся по два дня. Puukkofestivaali выглядит скорее как развлекательный аттракцион для туристов, хотя на нем и продаются ножи от многих финских производителей. Helsinki Knife Show — более солидное и специализированное мероприятие, имеющее международный статус. В 2019 году на нем присутствовали найфмейкеры не только из Финляндии и Скандинавии (Швеция, Норвегия), но и из других стран мира (Германия, США, Эстония, Литва, Франция, Пакистан). Россию там представляли мастерская Владимира Назарова и мастерская Александра Чебуркова.
В настоящее время традиционный консерватизм финских мастеров в значительной степени преодолен. Несмотря на то, что некоторые современные финские найфмейкеры создают ножи в традиционных региональных стилях пуукко, обычно это только часть изготавливаемых ими ножей, а конструкция многих выставочных экземпляров обусловлена преимущественно фантазией изготовивших их мастеров, потому что они не соответствуют ни одному из традиционных стилей пуукко. Встречаются среди современных кастомных пуукко и экземпляры с клинками из дамаска, что не характерно для финской ножевой традиции.
Современные модели пуукко производят различные ножевые компании, не только в Финляндии и других скандинавских странах, но и в России, США, Китае. Среди найфмейкеров, особенно из Скандинавии и России, пуукко также являются весьма популярным источником вдохновения, свидетельством чему является огромное количество фотографий кастомных пууко, которые можно найти в интернете. Впрочем, подобные реплики порой существенно отличаются от классических пуукко, и в особенности это касается русских «финок», о которых стоит рассказать отдельно.
В России термин «финский нож» или «финка» вошел в обиход с конца XIX — начала XX века. Во многом этому способствовали ножи уже упомянутого выше финского производителя Иисакки Ярвенпяя из города Каухава, который с 1888 года был официальным поставщиком ножей для российского императорского двора.
Однако, как это часто бывало в русской истории, финский нож пуукко довольно быстро был переосмыслен русскими мастерами, что привело к появлению феномена, который правильнее всего будет называть несколько парадоксальным словосочетанием «русский финский нож», в просторечье «финка». На русских «финках» стали делать скос обуха клинка, а также долы, которые на пуукко встречались довольно редко. Кроме того, на них появились гарды, которые на пуукко вообще не встречались. Поэтому пуукко и «финские ножи» в русской культуре — это фактически два разных, хоть и отдаленно родственных типа ножей, что зачастую создает путаницу среди неспециалистов.
За «финками» в России уже в первые десятилетия их существования закрепилась сомнительная слава, во многом из-за их популярности в криминальной среде столичного на тот момент Санкт-Петербурга. В 1935 году дополнение к статье 182 УК СССР 1926 года ввело запрет на изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и тому подобного холодного оружия без разрешения НКВД. Однако в примечаниях к данной статье УК было указано, что запрет не распространяется на местное промысловое население тех районов Крайнего Севера РСФСР, где ношение холодного оружия (охотничьего ножа) является необходимым по условиям быта или промысла.
Еще одним мифом, имеющим широкой хождение в русской ножевой культуре, является так называемая финка НКВД, реплики которое предлагают многие российские производители и найфмейкеры. Этот нож действительно существовал в реальности. С 1935 года он выпускался заводом «Труд» (бывшая фабрика промышленников Кондратовых), расположенным в посёлке Вача Нижегородской области. Но финка НКВД не имеет никакого отношения к пуукко. Есть данные что в некоторых внутренних документах того времени эта модель называлась ножом «шведского типа», а ее дизайн фактически копирует дизайн одной из моделей охотничьих ножей производства шведской компании Понтуса Хольмберга (Pontus Holmberg) (1852–1893), основанной в 1876 году в городе Эскилстуна. Шведские производители делали гарды на некоторых моделях своих ножей, что для пуукко не характерно.
Несмотря на значительный интерес к пуукко, который имеется в России среди специалистов и любителей ножей, качественных публикаций по этой теме на русском языке не так уж много. А название изданной в 2007 году книги Александра Марьяненко «Финский нож на гранях времен» несколько вводит читателя в заблуждение, так как даже в аннотации данной книги указывается, что она посвящена истории и современности североевропейского типа ножей, под которыми автором подразумеваются скандинавские ножи, пуукко и русские «финки».
Возможно, основная причина недостатка качественных публикаций о пуукко на русском языке заключается в том, что большое количество ценной информации об этом типе ножей до сих пор доступно только на финском языке, а русские исследователи часто базируются на англоязычных публикациях, которые в свою очередь основаны на работах финских исследователей. Это иногда приводит к эффекту «испорченного телефона», то есть искажению информации в процессе двух переводов (с финского на английский язык, а потом с английского на русский). Богатая и увлекательная история ножей пуукко на русском языке, на наш взгляд, еще не написана в достаточном объеме. Она ждет своего кропотливого исследователя, владеющего финским языком.
Между тем, история пуукко продолжается. Ежегодно они выпускаются в Финляндии и Скандинавии десятками и сотнями тысяч экземпляров. Как говорит Яри Лиукко: «Пуукко- это то, что есть только у финнов. Это глубоко в нашем наследии». Возможно в этом утверждении и есть некоторое преувеличение, так как история пуукко развивалась в контексте истории северных ножей и не без внешних влияний со стороны шведских ножей. Тем не менее, эта цитата показывает, насколько серьезно финны относятся к пуукко. На данный момент перспективы этого национального типа ножей весьма радужны.