Тяжеловооруженный воин в XII–XIII века владел холодным оружием — копьём и мечом.
В XII–XIII веках на Руси использовались мечи всех видов, известных в то время в Западной Европе. Основным типом холодного оружия воинов XII–XIII века был обоюдоострый клинок шириной 5-6 см, и длиной около 90 см с глубоким долом, короткой рукоятью с небольшой гардой, общий вес меча составлял около 1 кг.
В Западной Европе длинный меч получил название «каролингский», названный так по имени Карла Великого, родоначальника Каролингов — королевской и императорской династии правителей Франкского государства в 687—987 годов. «Каролингский меч» нередко обозначается, как «меч викингов» — это определение введено исследователями и коллекционерами оружия XIX—XX веков. Как правило, русский меч и меч «каролингский» были изготовлены в одних и тех же оружейных мастерских.
Крупные оружейные производства были в Ладоге, Новгороде, Суздале, Пскове, Смоленске и Киеве. Есть находка клинка из Фощеватой, считавшаяся скандинавской из-за скандинавского орнаментального украшения, хотя этот орнамент можно считать стилизованным змеевиком. К тому же при расчистке найденного клинка вскрылась надпись ЛЮДОТА или ЛЮДОША КОВАЛЬ, что однозначно говорит о русском мастере-оружейнике. На втором мече есть надпись СЛАВ, что тоже подтверждает работу русского оружейника. Выковать меч в XII–XIII веках могли себе позволить только состоятельные воины.
Дружинно-торговый социум «русов» начал складываться не ранее последних десятилетий VIII — первых десятилетий IX вв., примерно тогда же, когда в древнесеверной лексике ранней эпохи викингов (на I этапе, 793-833 гг.) слово с исконно русским корнем «rup» — гребцы приобретало новое значение «морское войско». (родственные слова в рус. яз.: гРАБить, гРЕБти…)
На Западе «росы» — gentis esse sueonum; на Востоке — «gentis» Славян; они и были и теми и другими одновременно. В Византии середины X века один из преемников великокняжеских послов «от рода Рускаго» перечислял скандинавские названия днепровских порогов «по-росски» (rosistі) и переводил «по-славянски» (sclavinysti); языком этих «росов» был ещё нордический, северный язык скандинавов.
Русь-Ладога князя Олега объединяет в начале X века и варяга, и словенина, «и прочих», хотя послы «великого князя рускаго», объявляя себя от рода Рускаго, носят сплошь скандинавские имена. Для определенного отрезка времени становления скандо-славянского социума «именно Ладога исключительно и была русью» (Stang 1996: 200).
Обычаи «русов», «ар-рус» арабских источников, и в том числе «ал-лаудана» — ладожан, включали, наряду с сожжением в ладье, погребением в камере (совпадающими с археологическими характеристиками скандинавских викингов), походами в «полюдье» по землям славян («славиниям» Константина Багрянородного) и трансконтинентальной торговлей, отмеченный многими арабскими авторами (Ибн Русте, Гардизи, Марвази, Ауфи, Иаку- том и более поздними компиляторами)
«обычай оставлять в наследство имущество только дочери; если у руса рождается сын, отец вручает ребёнку меч, заявляя: “Это — твоё наследство; отец приобрёл мечом своё достояние, так и ты должен поступать”» (Заходер 1967:83).
В XIII веке длинный меч в руках русского воина служил, как рубящее оружие. «Да не ущитятся щиты своими и да посечени будуть мечи своими» или «Посекоша мечем нещадно», говорит о мече Лаврентьевская летопись. Конец меча, не рассчитанного на колющий удар, имел довольно тупое острие, а иногда даже просто закруглялся.
В XIII веке русские кузнецы — оружейники усилили рукоять меча и удлинили его лезвие, что значительно повысило ударную силу этого страшного оружия. Позднее русский меч стал и колющим оружием — «Призвавше ко оконцю пронзут и мечем».
Обычная длина меча X—XIV века на Руси была около 80–90 см, однако, был найден просто гигантский меч длиной 120 см, с шириной клинка — 5–6 см, толщина 4 мм. — чудовищного веса, даже непонятно какой богатырь мог размахнуться таким мечом. Вдоль полотна меча на обеих сторонах клинка всех древнерусских мечей идут долы, служившие для облегчения веса оружия.
В арабских рукописных свидетельствах ал-Кинди в трактате «О различных видах мечей и железе хороших клинков и о местностях, по которым они называются» и ибн Руста о «сулиманских», то есть мечах русов. Оба автора указывают на богатство отделки мечей русов, общую похожесть на франкские мечи, отсутствие клейм.
Ибн Фадлан часто упоминает о высоком качестве великолепных русских мечей, которые продавались на восточных рынках, где было много клинков низкого качества. Ибн Мискавейх упоминает русские мечи в донесениях о том, как мусульмане грабили русские могилы и павших воинов, отмечая отличное качество изготовления русских мечей, сделанных «как у франков», это отмечали также и армяне, и византийцы.
Навершие, рукоять и перекрестье меча почти всегда украшались бронзой, серебром и даже золотом. На оружии и доспехах русских воинов часто встречается традиционное древнерусское изображение змеевика, служившее оберегом для воина. Змеи — символы «Земли-Матушки», поэтому русские оружейники изображали змеевик на рукояти меча. Змеевик Владимира Мономаха.
Мечи из Гнёздовского кургана просто неимоверно богато украшены. Отличительно особенностью славянских мечей, кроме формы навершия и орнаментов, можно считать искусную роскошь отделки.
Редкость находок мечей в курганах XI—XII вв. объясняется тем, что не меч, а копьё и топор у древнерусских дружинников были самым главным оружием в бою. На древнерусских миниатюрах и летописях представителей высшей феодальной знати Руси изображали вооружёнными мечом, в то время, как простые воины княжеской дружины изображены с копьями. Впрочем, в битвах конные военачальники так же дрались копьями, так как во время сближения противников в начале битвы копья были главным оружием сражения.
Под стенами Луцка князь Андрей Боголюбский (1149 г.) сломал своё копьё, и чуть не был убит копьём противника. Во время борьбы за Киев в 1151 г. Андрей Боголюбский «возма копье, еха наперед, и съехався преже всех, и изломи копье свое». После того, как в бою ломалось копьё, воин прибегал к мечу, который был даже у пехотинцев. В 1151 г. собственный пехотинец чуть не убил князя Изяслава Мстиславича не узнав его в пылу сражения — «вынза меч свой и нача сечи по шелому»
Судя по древним изображениям и летописным сведениям в XI—XII вв. мечу придавали различные символические значения. В военном обиходе Древней Руси «взимать меч против» означало начинать войну, «заити мечом» — завоевать земли противника.
Мечник — чин судебной княжеской администрации — получил своё название от меча, карающего неправду. Меч в XI—XII вв. был символом власти. На миниатюрах Радзивилловской летописи назначение удела иллюстрируется торжественной передачей клинка.
Для древнерусского воина, как и для воинов всех времён и народов, не было лучшей награды, чем меч, кинжал, сабля или нож. Такие дары были особенно ценными и почётными, наградное оружие всегда оберегалось, передавалось по наследству от отца к сыну, из поколения в поколение. Это была и есть гордость семьи, воинское достоинство и слава предков, память героев рода и пример для потомков.
Наградное холодное оружие было разнообразно, но его всегда украшали редкими драгоценными камнями и неповторимыми узорами, придающими индивидуальность каждому изделию. Изготовленные древними мастерами длинные и короткие мечи и кинжалы, особенно ценно для истории, так как может быть связана с определённой исторической личностью. Уникальность такого меча, кинжала, ножа или кортика расценивается с точки зрения важности события или значимости человека, которому оружие принадлежало в прошлом.
Найденные преимущественно в Северной Европе, а также в Прибалтике, Ладоге, в курганных могильниках археологического комплекса Гнёздово, и городище расположенном около посёлка Гнёздово на берегу Днепра в 12 км к западу от Смоленска, мечи Ульфберта (Ulfberht) датируемые IX — XI веком, имеют одинаковую надпись «+VLFBERHT+».
История гнёздовского поселения насчитывает более 1000 лет. Возникший на рубеже IX-X вв. на берегу Днепра небольшой поселок довольно быстро стал важным торгово-ремесленным центром, в котором мирно уживались славянин и скандинав, воин-дружинник и ремесленник, торговец и землепашец. Время расцвета Гнёздова – это X век, когда поселение становится одним из важнейших центров связывающих Север и Юг Европы на торговом «пути из варяг в греки…».
Самым замечательным является курган, в котором были найдены останки парного сожжения в ладье, сопровождаемого сломанным мечом, железной скандинавской гривной, славянским височным кольцом (типичное украшение славянского костюма), арабскими монетами и византийскими сосудами: амфорой и кувшинчиком. На черепках разбитой во время совершения погребальной церемонии амфоры обнаружилась процарапанная надпись по-славянски «Гор(о)у(ш)на» — по одной из версий это мужское славянское имя в родительном падеже, по некоторым другим — Горошина, или горчица.
Известно, в 988/989 году князь Владимир крестился в Херсонесе и Русь официально приняла христианскую веру. В археологическом материале свидетельства проникновения новой христианской религии на территорию Руси относятся к более раннему времени.
Примерно в 70-х гг. X века в Гнёздове были совершены несколько погребений, в которых оказались восковые свечи или подвески-крестики, вырезанные из листового серебра. Среди этих погребений есть погребения воина с полным набором вооружения и женщин в одеяниях скандинавского покроя – это погребения представителей гнёздовской знати.
Самое парадоксальное состоит в том, что мечи, которые мы называем «мечами викингов», на самом деле были франкскими. Ещё более парадоксально то, что франкские мечи увеличили количество набегов викингов на франкское государство.
Русский след