Катана слава и символ самурая

Катана

Большинство специалистов по холодному оружию считают «катану» лучшим длинным клинком, созданным человечеством. Это не былинный «меч-кладенец» Ильи Муромца, который мог поднять только сам Илья после 30-летнего отдыха на печи. Это — уникальное холодное оружие, которое существует уже более 1500 лет. И при этом не утрачивается ни спрос на него, ни интерес к этому оружию.

Для Японии катана стала не только оружием. Этот меч — символ сословий, вершивших японскую историю в течение многих веков. По мнению исследователей японской культуры и истории, именно катана сформировала дух японской нации — «Дух Ямато» и самурайский боевой кодекс «бушидо».

Около 710 г н.э. в стране Ямато (Японии) человек-легенда и первый фехтовальщик Амакуни впервые применил меч с изогнутым лезвием, выкованный из нескольких разнородных железных пластинок. Такой меч с «сабельным профилем» принял к XII веку свою классическую форму и почти без изменений прожил до середины позапрошлого века.

Японское клинковое оружие классифицируется по длине клинка, и при этом каждый вид имеет свое название. Вот основные типы, хотя внутри них есть различные варианты: «Нодати» — двуручный меч, длина клинка более 84 см; «Тати» — придворная сабля самурая, с таким же клинком, как у «катаны», но с более пышным декоративным убранством; «Тинса-катана» — придворная сабля Большинство специалистов по холодному оружию считают «катану» лучшим длинным клинком, созданным человечеством. Это не былинный «меч-кладенец» Ильи Муромца, который мог поднять только сам Илья после 30-летнего отдыха на печи. Это — уникальное холодное оружие, которое существует уже более 1500 лет. И при этом не утрачивается ни спрос на него, ни интерес к этому оружию.

Для Японии катана стала не только оружием. Этот меч — символ сословий, вершивших японскую историю в течение многих веков. По мнению исследователей японской культуры и истории, именно катана сформировала дух японской нации — «Дух Ямато» и самурайский боевой кодекс «бушидо».

Около 710 г н.э. в стране Ямато (Японии) человек-легенда и первый фехтовальщик Амакуни впервые применил меч с изогнутым лезвием, выкованный из нескольких разнородных железных пластинок. Такой меч с «сабельным профилем» принял к XII веку свою классическую форму и почти без изменений прожил до середины позапрошлого века.

Японское клинковое оружие классифицируется по длине клинка, и при этом каждый вид имеет свое название. Вот основные типы, хотя внутри них есть различные варианты: «Нодати» — двуручный меч, длина клинка более 84 см; «Тати» — придворная сабля самурая, с таким же клинком, как у «катаны», но с более пышным декоративным убранством; «Тинса-катана» — придворная сабля с клинком длиной 46-61 см; «Вакидзаси» (или «шото») являлась парой (дайто) к катана или тати, имела клинок длиной от 40 до 51 см; «Танто» — боевой нож, который часто носили вместо «Вакидзаси», с клинком в 28-40 см; «Кайкен» — женский нож с прямым клинком (8-16 см).

Меч — не самое древнее оружие Японии. Но он занимает в ее истории и менталитете особое место. Первые японские мечи были фактически точными копиями китайского прямого меча «цзянь» и на катану совсем не были похожи. В раннем средневековье именно такими мечами пользовалось большинство представителей только что появившегося сословия самураев. Это оружие уже тогда можно было назвать «оружием души» военной касты. Отношение к мечу и этика «кэн-дзюзу» (далее-«кэн-до», или «меч-рука») составляли неотъемлемую часть кодекса «бушидо»,что определял весь уклад жизни самурая. Такой меч, наряду с зеркалом и яшмовым ожерельем, был в числе священных символов императорской власти. Он стал отличительным признаком общественного положения воина, символом чистоты, даже лучшим драгоценным подарком или наследством. Меч-катана преподносили знатным лицам, вносили в храмы по поводу торжеств, в знак особого уважения дарили послам иных государств. При этом ношение меча было строго регламентировано этикетом.

Острее и длиннее…

Главная часть любого меча — клинок. И катана никогда не получила бы такой известности, если бы не технология ее изготовления. В технологии изготовления таких «супермечей» и кинжалов «танто» использовались полосы из кричного железа, многократно прокованные и спеченные в единый клинок в старых печах, с мехами-воздуходувками, с топливом на древесном угле, а затем отпущенные и закаленные в водах местных болот и родников. Мастер-оружейник, как пра вило, тоже из клана самураев, начинал изготовление меча с синтоистских молитв и развешивания по кузнице и дому различных талисманов, а затем облачался в парадное кидабы металл «напитался» рядом элементов в тех пропорциях, которые были «ноу-хау» самого мастера. Потом цикл проковки продолжался — стальная полоса получала очень высокое содержание углерода, которое придавало клинку твердость. Уже в наше время выяснили, что высокое качество клинку также добавляло наличие в стали окиси молибдена. Когда же клинок был полностью откован, его закаливали.

Клинок мастер держал клещами, раскалял его до заданной температуры — определял ее по цвету накала в темноте, чтобы яснее виден был цвет. После этого клинок опускался в воду с также подобранной кузнецом температурой. Чистота воды имела значение, а потому кузницы строились на берегах быстрых горных рек. Процесс изготовления меча мог длиться от нескольких месяцев до 10-15 лет. Известны случаи, когда глава самурайского рода заказывал оружие мастеру сразу после рождения сына, чтобы после окончания его обучения он мог получить свой меч «по спецзаказу». По окончании ковки и закалки меч полировался до зеркального блеска (процесс длился около 2-х недель), и лишь после этого работа считалась законченной.

С точки зрения японских мастеров кузнечного дела, каждый меч лишь тогда чего-то стоил, если в него была вложена душа кузнеца.

Поэтому интересен своеобразный поединок, состоявшийся между двумя величайшими оружейниками XIV века Муромасой и Масамуне. Они вонзили катаны своей работы в дно небольшого осеннего ручья, повернув их лезвия против течения воды.

Все листья, которые попадали на лезвие меча Муромасы, оказались рассеченными надвое; те же листья, что приближались к клинку Масамуне, огибали его, не касаясь. В этом поединке Муромаса признал себя побежденным, поскольку, согласно японской «философии меча», меч есть не оружие агрессии, но оружие мира, и его истинное дело и назначение — предотвращать и прекращать войны.

Техпроцесс начинался с получения стали из железистых песков кричным методом, которая потом при соединении с мягким сварочным железом в огне древесного угля проковывалась и охлаждалась. Раскованный в полосу сплав мастер сгибал вдвое, проковывал в горячем состоянии, снова складывал — и так многократно. В конечном итоге число тончайших слоев доходило до нескольких десятков. После этого полосы металла зарывались в землю на 8-10 лет, чтобы ржавчина съела участки металла, содержащие вредные примеси. И заготовки закапывались не просто в почву, а вблизи вулканов и гейзеров. Обычно мастер работал в одиночестве либо с избранным учеником, которому из уст в уста передавал свои знания и опыт.

С точки зрения конструкции, катана — очень простое оружие: слабо изогнутый клинок, слегка сбегающий к концу, а острие резко скошено назад от лезвия. Ширина основного самурайского меча — большого «нодати» — обычно составляла 3 см, длина — до 84 см, а вот толщина колебалась от полусантиметра возле обуха-«цубы» до толщины волоса и тоньше со стороны лезвия. Само же лезвие всегда было острейшим и ровным для большей боевой эффективности. На мече также иногда делалась канавка- кровесток для облегчения и стабилизации клинка. Вес катаны составлял от 3,5 до 5 кг, им можно было успешно воевать и в пешем, и в конном строю, одной или двумя руками. Иногда самураи бились катаной в паре с коротким мечом «вакидзаси» или кинжалом «танто».

…и красивее тоже

Во дворце императора строго соблюдался этикет в отношении формы и украшения ножен и рукоятки, гарды-«цубы», их цветов, орнаментации, количества и качества гербовых знаков. При этом было свыше десятка разных вариантов ношения: одна сабля только для двора, другая — для боя, третья — во время похорон. Ножны для мечей самураев делали из древесины магнолии, покрывались «галюша» (кожей акулы или ската) или же черным и цветным лаком, а также украшались накладками из бронзы. В устье ножен часто располагался в небольших специальных гнездах небольшой нож «когота-на», а также игловидный, состоящий из двух частей «когай» — заколка для высокой прически самураев.

Особую красоту представляет собой фехтование катаной — «кен-дижтсу», «яйджитсу» а сейчас именуемое «кендо» (бой на деревянных мечах). В последние годы именно это боевое искусство стало широко известным благодаря фильму «Семь самураев», горцу Маклауду, «плачущему убийце» Марку Дакаскосу и супермену Стивену Сигалу. Фехтование катаной вообще скупо на движения. Идеал боя: победа одним молниеносным ударом, который есть одно единое движение — выхватить меч из ножен, заткнутых за пояс ру­коятью вверх, нанести смертельный удар и вернуть катану в ножны, успев стряхнуть кровь с клинка. Легенда гласит, что юноша и основатель школы «яйджитсу» Ходзе Дзинсукэ три года мечтал отомстить за смерть отца, и его боевое учение стало правильным: пальцы врага еще только касались меча, а он уже падал, разрубленный быстрым ударом.

На сегодняшний день мастера «яйджитсу» могут разрубить надвое падающую каплю воды и вложить меч в ножны до того, как обе половинки капли коснутся земли.

Великие мастера меча — «кен-сэи» — были известны во всей Японии. Они считались образцами для самураев и в боях стоили десятков и сотен бойцов. Один из таких воинов, герой междоусобных войн XVI века князь Такэда Синген как-то всего с десятком бойцов несколько месяцев держал оборону против полутысячного отряда врагов. Порубили они тогда катанами множество нападавших и заставили их отступить. Самый знаменитый фехтовальщик Японии Миямото Мусаси писал: «Обычный боец побеждает мечом, который носит в руке, хороший — мечом, что носит в сердце, а великий — вообще без меча».

Репрессии

После буржуазной революции Мэйдзи в 1868 году самураям запретили носить мечи, но многовековое искусство «кен-до» («кендижтсу» и «яйджитсу») не исчезло. В свой по­следний бой катана пошла в годы Второй Мировой, когда японские солдаты и офицеры сначала рубили ими головы тысячам мирных жителей Китая, Бирмы, Вьетнама, а потом шли врукопашную против атак американцев в боях за тихоокеанские острова. По воспоминаниям морпехов США, потомки самураев были страшными противниками: своими мечами они разрубали карабины американцев, а потом и их самих.

Настоящая трагедия катаны произошла уже после капитуляции и оккупации Японии, когда для истребления духа «бушидо» американцы потребовали наряду с прочим оружием сдать и все оставшиеся мечи. Настоящие самураи, чтобы избежать позора, сначала уничтожили свои мечи, а после сделали харакири кинжалами «танто».

Немногие образцы старых катан (сделанных до 1868 г.) изредка появляются сегодня на аукционах. Стоят они денег баснословных! Вот 10 лет назад одну из катан XVIII века продали за $ 600 000. Ясно, что настоящий самурайский меч может купить только весьма богатый человек. До наших дней дошло совсем немного истинных катан, и то хранящихся в частных дорогих коллекциях или в музеях.

Настоящая катана на Днепре

В Днепропетровске есть настоящая боевая катана. Ею владеет участник Великой войны, бывший пилот тяжелого бомбардировщика ТБ-3, орденоносец Ефим Иванович Бершицкий. Он так описал историю этого меча: «Сперва его получил мой дядя, воевавший с бандами хунхузов и японцев в 21-22-м годах прошлого века, в самом конце гражданской войны. Меч был трофеем от убитого японского офицера.

Потом моего дядю в 1938-м посадили в ГУЛАГ, где он и сгинул бесследно. И катана, казалось, тоже. А вот когда меня, после победы в Германии, послали бомбить войска Квантунской армии, мне замполит эскадрильи в Хабаровске вручил интересную и длинную посылку. Я открыл ее — и увидел тот самый меч! Тут и понял: эта реликвия должна оставаться со мной, в боях, и до самой смерти.

Слава Богу, отбомбил и эту войну. И катану сохранил как символ победы над японцами. И лезвие до сих пор прекрасно, и перламутровые ножны с иероглифами почти целы, и рукоять с оплеткой из китового уса выглядит отлично! Вот только цуба и кисти на рукоятке где-то потерялись за время переездов по гарнизонам. Но этот символический и ценный трофей я таки сохранил!

С клинком длиной 46-61 см; «Вакидзаси» (или «шото») являлась парой (дайто) к катана или тати, имела клинок длиной от 40 до 51 см; «Танто» — боевой нож, который часто носили вместо «Вакидзаси», с клинком в 28-40 см; «Кайкен» — женский нож с прямым клинком (8-16 см).

Меч — не самое древнее оружие Японии. Но он занимает в ее истории и менталитете особое место. Первые японские мечи были фактически точными копиями китайского прямого меча «цзянь» и на катану совсем не были похожи. В раннем средневековье именно такими мечами пользовалось большинство представителей только что появившегося сословия самураев. Это оружие уже тогда можно было назвать «оружием души» военной касты. Отношение к мечу и этика «кэн-дзюзу» (далее-«кэн-до», или «меч-рука») составляли неотъемлемую часть кодекса «бушидо»,что определял весь уклад жизни самурая. Такой меч, наряду с зеркалом и яшмовым ожерельем, был в числе священных символов императорской власти. Он стал отличительным признаком общественного положения воина, символом чистоты, даже лучшим драгоценным подарком или наследством. Меч-катана преподносили знатным лицам, вносили в храмы по поводу торжеств, в знак особого уважения дарили послам иных государств. При этом ношение меча было строго регламентировано этикетом.

Добавить комментарий