«Зелёную» сталь посчитали слишком дорогой
Высокие затраты являются главным препятствием для осуществления энергоперехода в европейской металлургии. Из-за специальной военной операции процессы декарбонизации сильно затормозились, к такому выводу пришли участники металлургической конференции Kallanish Green Steel Forum, которая прошла в Лондоне на прошлой неделе.
По данным всемирной ассоциации стали Worldsteel, на сталелитейную отрасль приходится до 9% выбросов СО2 на планете.
Участники говорили о технологиях, которые смогли бы «озеленить» металлургию, но если до СВО это было по карману крупнейшим игрокам отрасли, то с учётом подскочивших цен на энергоресурсы, теперь позволить себе декарбонизацию могут единицы. Ведь применение водорода в сталелитейной отрасли и использование так называемых Green Steel технологий с супернизкими выбросами CO2 в атмосферу требует очень много электроэнергии. Некоторые эксперты вообще считают, что это шило на мыло. К примеру, заведующий лабораторией «Гибридные наноструктурные материалы» НИТУ «МИСиС» Александр Комиссаров уверен, что в таком случае «углеродный след» не сократится, он просто перейдёт в другую отрасль — из металлургии в электроэнергетику.
Европа не зеленеет
И всё же мечты об экостали не покидают европейцев. «Единственный путь вернуться к декарбонизации — это сделать «зелёную» сталь конкурентоспособной по цене», — уверен генеральный директор Danieli Group Джакомо Марески Даниэли. Вот только как этого добиться без дорогой электроэнергии — никто не знает. Ведь для перехода необходимо полное переключение на возобновляемые источники энергии, а для этого нужно менять всю инфраструктуру.
По мнению кандидата технических наук, доктора PhD по специальности «металлургия чёрных, цветных и редких металлов» Лязат Толымбековой, актуализация «зелёной повестки» в Европе может быть достигнута через ряд мероприятий и политических инициатив. Например:
- Внедрение «зелёных» технологий;
- Инвестиции в возобновляемые источники энергии;
- Стимулирование энергоэффективности;
- Развитие циркулярной экономики, то есть переработка и рециклинг отходов;
- Международное сотрудничество;
- Образование и информирование.
«Активизация этих мероприятий в Европе может помочь ускорить процесс декарбонизации и продвижения «зелёной повестки» в мировом масштабе, однако это требует колоссальных инвестиций из бюджета страны, — говорит эксперт. — Это вполне осуществимо, но главный вопрос — не как собрать новые средства, а как обеспечить правильное использование существующих инвестиций. Большой шаг в направлении декарбонизации странами ЕС уже сделан и на сегодняшний день стоит задача правильного инвестирования и разработка действенного энергоперехода, который будет приносить прибыль».
При этом в ЕС само понятие «зелёный» переход приобрело новое значение, больше политическое. Так, в 2022 году было потрачено €300 млрд, чтобы навсегда отказаться от российского газа. После этого во многих странах Европы закоптили углём. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен назвала тогда этот переход «зелёным».
И всё же, подписывая Парижское соглашение по климату, государства обещали принять меры, чтобы удержать потепление в пределах 1,5 градуса по Цельсию выше доиндустриального уровня. «Для достижения целей Парижского соглашения общие прямые выбросы чёрной металлургии должны сократиться более чем на 50% к 2050 году по сравнению с 2019 годом. На выполнение данной задачи, по нашим оценкам, каждому крупному металлургическому предприятию потребуется проинвестировать в модернизацию и обновление производства более $100–150 млн. Металлурги стремятся сделать производство стали безуглеродным, однако для достижения этой цели может понадобиться не одно десятилетие», — цитирует «Коммерсантъ» директора рейтингового агентства НКР Дмитрия Орехова.
К тому же все держат в уме будущие сборы за «грязную» сталь. Напомним, что в июле 2021 года Европейская комиссия предложила механизм трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM). Он предусматривает продажу сертификатов на импортируемые в ЕС товары с высоким углеродным следом. В первую очередь на цемент, чёрные металлы и сталь (в том числе трубы и рельсы), а также алюминий. С 2023 года их производителям необходимо отчитываться в объёмах оставляемого в атмосфере углеродного следа, а с 2026 года — платить сбор.
Как у нас
Сейчас российские металлурги, как и во всём мире, внедряют «зелёные» технологии, но пока идут по несколько иному пути. К 2025 году должен заработать новый металлургический комбинат в Выксе (Нижегородская область), ООО «Эколант».
«Реализуя этот проект, ОМК уйдёт от необходимости закупки толстого листа для изготовления труб большого диаметра у российских металлургов, а также получит возможность производить трубы нефтяного сортамента из собственной заготовки, — считает вице-президент, старший кредитный эксперт Moody’s Денис Перевезенцев. — Хотя рынок труб большого диаметра находится в плачевном состоянии с загрузкой мощностей у российских трубников ниже 40%, работая с маржой 5–10%, труба нефтяного сортамента, прежде всего бесшовная, позволяет пока работать с рентабельностью выше 30%».
По мнению эксперта, с нового вводом данного завода ОМК улучшит диверсификацию своей продуктовой линейки, при этом зависимость от дорогого покупного толстого листа и заготовки для железнодорожных колёс уменьшится, что улучшит рентабельность продаж по этим продуктам.
По данным ОМК, мощность производства жидкой стали на «Эколанте» планируется на уровне 1,8 миллиона тонн в год, в проект инвестируют 150 миллиардов рублей. И это будет именно предприятие, которое полностью можно отнести к «зелёной» металлургии.
Компания «Русал» запустила масштабный проект по рециклингу: это запуск производства литейный сплавов из алюминиевого лома для автомобильной промышленности, таким образом, «Русал» сократил углеродный след новой продукции почти на 20%.
На Лебединском ГОКе (компания «Металлоинвест») на Белгородчине уже 20 лет, с 2001 года, работают мощности по производству горячебрикетированного железа (ГБЖ). Сейчас ведутся работы над запуском четвёртой очереди, а также строится завод по производству ГБЖ в Курской области. Выбросы CO2 при этом на 40–50% ниже, чем при производстве чугуна.
В «Северстали» запустили первую в России дуговую сталеплавильную печь. Проектная производительность дуговой печи — 1,3 миллиона тонн стали в год. Агрегат работает на чугуне и металлоломе. При необходимости от жидкого чугуна можно отказаться полностью. По словам специалистов, это очень выгодно, потому что стоимость чугуна и лома постоянно меняется.
Всё неплохо и на ММК. В июле 2022 года там завершилась реконструкция газоочистных сооружений дуговых сталеплавильных печей. ПАО «ММК» инвестировало 2,7 млрд рублей в строительство пылегазоулавливающей установки (ПГУУ) мощностью 2,4 млн м3/ч для дуговой электросталеплавильной печи №1 (ДСП-1), а также газоотводящих трактов для электродуговых печей ДСП-1 и ДСП-2.
«Российские металлургические компании уже начали активно работать над внедрением мероприятий по декарбонизации. К примеру использование электрометаллургии вместо традиционных методов, таких как коксование угля; внедрение технологий с низким уровнем выбросов; использование альтернативных источников энергии; сотрудничество с мировыми организациями. Однако следует отметить, что уровень декарбонизации российских металлургов до сих пор остаётся довольно невысоким по сравнению с некоторыми другими странами. Реализация полной декарбонизации требует значительных инвестиций, технологических инноваций и политической поддержки», — считает Лязат Толымбекова.
По её мнению, санкции могут оказать определённое давление на российскую металлургическую промышленность, особенно в контексте доступа к технологиям. Однако, несмотря на это, санкции также могут стать стимулом для ускорения внутренних инноваций и развития зелёных технологий.
В Лондоне же на конференции Kallanish Green Steel металлурги чаще пожимали плечами, чем предлагали варианты. Представители Всемирной ассоциации производителей стали (World Steel Association, WSA) призвали разрабатывать в лабораториях альтернативы водороду. К примеру, усовершенствовать способ получение железа с помощью электролиза. Также вспоминали и переход на электродуговую печь. В зале звучали цифры, что это может обойтись одному предприятию в среднем от $1 100 000 000 до $1 500 000 000, не считая расходов, связанных с существующими активами доменных печей. Впрочем, все признали, что найти технологию декарбонизации, которая будет эффективна как экономически, так и экологически практически невозможно.
Но вбил последний гвоздь в «зелёный» гроб руководитель британской компании по торговле и дистрибуции стали Stemcor Group Джулиан Вердена: по его словам, себестоимость горячекатаного проката, полученного с помощью «зелёных» технологий, будет в среднем на 200–300 евро выше за одну тонну, чем производят по старинке. Участники конференции в Лондоне сошлись на том, что без широкомасштабного государственного субсидирования эту проблему не решить. Ничего не напоминает?