Рельс

Рельс

Рельс (от мн.ч. англ. rails — от лат. regula — прямая палка) – стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования, как правило, двухниточного пути, по которому перемещается подвижной состав железнодорожного транспорта, городских железных дорог, специализированный состав в шахтах, карьерах, крановое оборудование.

Рельсы изобретены древними римлянами. Изначально расстояние между рельсами составляло 143,5 см.

Рельсы для железнодорожного транспорта изготавливаются из углеродистой стали. Наиболее распространены в СССР и странах СНГ рельсы следующих типов: Р50, Р65, Р75. Цифра в обозначении примерно соответствует весу одного погонного метра рельса в килограммах. Длина стандартного железнодорожного рельса, производимого рельсопрокатными заводами в России, составляет 12,5, 25 или 50 метров.

Виды рельсов
Рельсы железнодорожные узкой колеи (Р8, Р11, Р18, Р24) — предназначены для укладки на железных дорогах узкой колеи и подземных путях шахт.

Рельсы рудничные, для шахтных проводников (Р33, Р38, Р43) — предназначены для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных переводов.

Рельсы железнодорожные для путей промышленных предприятий (РП50, РП65, РП75) — предназначены для укладки на железнодорожных путях широкой колеи и стрелочных переводов промышленных предприятий.

Рельсы крановые (КР70, КР80, КР100, КР120, КР140) — предназначены для прокладывания подкрановых путей подъёмных кранов.

Рельсы железнодорожные (Р50, Р65, Р75) — предназначены для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных переводов.

Рельсы рамные (РР65) — предназначены для изготовления соединений и пересечений железнодорожного пути.

Рельсы контррельсовые (РК50, РК65, РК75) — применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути.

Рельсы остряковые (ОР43, ОР50, ОР65, ОР75) — применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути. ОР43 применяется для изготовления стрелочных переводов железнодорожных путей промышленных предприятий и круговых рельсов опорно-поворотных устройств экскаваторов.

Рельсы трамвайные желобчатые (Т58, Т62) — предназначены для укладки на трамвайных железных дорогах.

Рельсы усовиковые (УР65) — предназначены для изготовления железнодорожных крестовин с непрерывной поверхностью катания.

Рельсы как… материал для творчества
Возможно самым известным в мире рельсом стал тот, который послужил кузнецу Алексею Мерцалову материалом для изготовления знаменитой пальмы.
Именно рельс был выбран в качестве исходного материала в рекламных целях, как основной продукт «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств» в 1895 году Алексеем Ивановичем Мерцаловым при подготовке к Нижегородской выставке (1896), на которую свозили умельцы свои достижения со всей России. Для демонстрации качества металла и возможностей производства из куска рельса была изготовлена изящная пальма высотой 3 метра 53 сантиметра. На верхушке пальмы расположен венчик, а вокруг ствола десять листьев. Листья пружинят, хотя они выкованы из стали и составляют единое целое со стволом. Для пальмы также выкована кадка, которая состоит из четырёх укреплённых рельсовых стоек, вокруг которых уложены двадцать три металлических кольца разного сечения. Количество колец соответствовало возрасту завода — 23 года. Пальма весит 325 килограммов, а кадка — 200. На ее создание уникальной пальмы Алексей Мерцалов и его помощник-молотобоец Филипп Шкарин потратили три недели. В 1900 году на Международной промышленной выставке в Париже премия Гран-при была присуждена этому необычному изделию из далекой России.
Вот ток писал об уникальной роботе донецкого умельца харьковский журнал «Горнозаводской листок»:
«Пальма сделано из одного рельса. Ее ствол несет но себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота подлинного художественного изделия — З м 530 мм. Молот и зубило — вот единственные инструменты, которыми пользовались кузнецы».

Такая оценка встречается в другой газете того времени:
«Пальма поражает зрителей высотой, стройностью, удивительным изяществом. Ее темные, рассеченные листья, веером расходящиеся от ствола, были ток легки, о тонкий шершавый ствол ток гибок, что вначале было трудно поверить, что это не живое растение, вывезенное с кавказского побережья, о тончайшее произведение искусство. Всем хотелось потрогать ее руками».

Сотню лет спустя внимание донецких кузнецов не однократно обращалось к теме затронутой их известным земляком. Били изготовлены копии пальмы, также рельс неоднократно служил исходным материалом для других творческих работ.

Евгений Лавриненко (СМ)

Добавить комментарий