Боевая коса польских косиньеров с 1794 по 1939 год

Косиньеры

Коса как боевое оружие
Разнообразный сельскохозяйственный инструмент использовался в бою с древнейших времен: угроза жизни или потребность восстания и отсутствие под рукой нормального оружия заставляли браться за что попало, как говорится, “за неимением гербовой бумаги, пишем на простой”. Косы не стали исключением: их длинные ножи и не менее длинные косовища (ручки) сам Бог велел направлять на супостата. Чтобы превратить косу из сельхозинструмента в боевое оружие требовалось всего лишь разогнув трубку между пяткой, которой коса насаживалась на косовища, и ножом. Поэтому косы в руках восставших крестьян на рисунках XIV – XVI веков не редки. Впрочем, не следует обольщаться их боевой эффективностью: коса делалась из мягкого железа, точилась для резки травы и имела изгиб клинка, требующий достаточно специфического движения при использовании, поэтому вряд ли она могла эффективно “косить” противника. Однако укол острием косы, клинок которой часто имел т-образный обух, мог быть вполне эффективным. Известны и образцы специальных боевых кос, но это уже был явно не сельскохозяйственный инструмент. Любопытно, что в “широко известных в узких круга” фехтбухах вполне можно встретить приемы фехтования на косах. И даже без предварительного перевода их в “боевое” положение. Впрочем, злые языки утверждают, что эти приемы были включены в фехтбухи исключительно из желания автора показать глобальность и универсальность собственного пособия (учитывая, что в нем присутствуют также серпы и цепы, с этим предположением можно согласиться).

Вершина славы
Славу, которая и ныне иногда мешает объективно оценить эффективность косы и косиньеров, коса получила в ходе Польского восстания 1794 года, известного также как Восстание Костюшко, в битве при Рацлавицах. В этом сражении 5.000 восставших, половину из которых составляли крестьяне-добровольцы с косами, удалось разбить русский отряд генерала Тормасова численностью в 3.000 человек. “Показания” польских и русских источников о ходе боя и причинах поражения Тормасова разнятся, но общепризнанным фактом является блестящая атака 300 косиньеров на русскую батарею, которая прошла так быстро и неожиданно для артиллеристов, что пушки успели дать только один залп. Эта победа стимулировала восстание и сделала косиньеров одним из символом Польши, которым поляки гордятся и по настоящее время. Однако о боевой эффективности косы она не сказала ничего нового: неожиданная атака, она и в Африке неожиданная атака.

Успех косиньеров породил попытки “встроить” их в армейские тактические построения. Так, Эгнер, в “Тактике, корпусам пикинеров и косиньеров приличествующей” писал: “Согласно требованиям новой тактики, надлежало бы, чтобы оружие было смешанным, то есть: дабы первый отряд имел оружие огнестрельное, второй – пики, а третий – косы, так, как нами начальник привык располагать. Есть и иные также добрые способы, и так первый отряд может иметь ружья со штыками, второй – косы, а третий – пики, или также в первом отряде каждый первый человек имеет пику, которую он направляет на атакующих, а другой идет прямо, удерживая для удара косу, поднятую вверх, второму отряду владеть пиками, а третьему отряду – косы”. Впрочем, использовалась ли такая тактика – неизвестно.

Закат косиньеров
В 1863 году вспыхнуло третье и последнее польское восстание, в котором было отмечено появление косиньеров. Причем довольно успешное: в самом начале восстания отряд повстанцев в 100 человек, вооруженный косами и топорами, опять таки неожиданной атакой разбил отряд русских солдат в 80 человек. В разгроме виноват русский полковник, который выстроил солдат цепью и, уверенный в собственных силах, даже не дал команды зарядить ружья. За это он и был зарублен топором. Однако при правильном бое это оружие, как и следовало ожидать, было неэффективно. Своего рода эпитафией косе и косиньерам может стать отрывок из Полковой истории Л.-Гвардии Финляндского полка, солдаты которого участвовали в подавлении этого восстания: “Косиньеры бывают и из крестьян, некоторые вместо кос имеют на длинном шесте длинный обоюдоострый нож в роде кинжала. Перевес этого оружия на конце так велик, что им трудно действовать. Косами сражались поляки во время войн своих при Екатерине II, но и тогда успех этого оружия был сомнителен. Желание агитаторов увеличить численность шаек побуждает их вооружать людей чем попало, лишь бы лишний человек был в строю. Случалось нам видеть в числе отбитого оружия, 18 апреля, громадные английские топоры, насаженные на длинные древки. Но есть ли какая возможность действовать подобным допотопным оружием в лесу, где с длинного размаха скорее всадишь его в дерево, нежели попадешь в человека. Кроме того, косиньеры ни разу не подходили к нам ближе 30-ти шагов и, не выдержав нашего огня и оставив трупы, бросались бежать”.

Косиньеры против РККА и вермахта
Даже в XX веке поляки, гордясь своей историей, охотно брались за косы. Так, в 1920 году для отражения вторжения частей РККА в Польшу из добровольцев стали формироваться отряды, получившие в качестве основного оружия косы. Впрочем, на поле боя эти косиньеры не попали. Последний раз поляки взялись за косы 8 сентября 1939 года, когда в Гдыне стали формироваться отряды ополченцев, готовых защищать Польщу от вторжения германской армии. За неимением более современного оружия и, видимо, помня о прошлой славе, добровольцев вооружили косами. 11 сентября одна из сформированных рот даже вступила в бой и понесла потери: 3 косиньера было убито и 8 ранено. Неизвестно, что подумали немецкие солдаты, увидев поляков с косами, да и вообще – заметили ли они их. Впрочем, косами поляки махали недолго: уж 13 сентября ополченцев вооружили винтовками. На этом история польской косы и польских косиньеров закончилась.

Историческое оружиеведение

Добавить комментарий