Ефим Харабет

Ефим Викторович Харабет

История медали является своеобразной художественной материализацией истории страны — ее общественных, гражданских и культурных событий. Медаль, как современница этих свершений, переходя к другим поколениям волнует своей неповторимой вещественностью. Люди, изготавливающие эти исторические «вещдоки», именуются медальерами.

От их честности и искренности, зрелости и глубинного понимания процессов происходящих вокруг сегодня зависит то, как нас оценят завтра. Но такая задача стоит перед каждым художником. Мастер-медальер крайне ограничен малым размером своего выразительного пространства. «Ему приходится быть чутким в определении размера будущего произведения, его массы; он учитывает свойства материала! пластичность, цвет для выражения задуманной идеи. Он подчиняет композицию выявлению главного смысла, а значит выверяет пропорцию, определяет меру живописности или наоборот – линейности, подчиняя изображение задуманной форме», так характеризует особенности этого творческого процесса искусствовед Борис Черняев.

Всеми этими качествами в полной мере обладал превосходный мариупольский скульптор малых форм Ефим Харабет. Первая половина его жизни мало чем отличалась от биографий того времени. Голодное военное детство, матросская юность на Балтийском море, активная комсомольская молодость на Целине. Тогда же серьезное увлечение футболом играл за дублирующий состав ташкентского «Пахтакора». Затем институт культуры и любимая работа возглавлял коллектив ДК моряков в Мариуполе. И вот тогда в 43 года и пришло это но лечение, со временем ставшее делом всей жизни.

Пять лет понадобилось, чтобы признали, оценили и приняли в члены Союза художников СССР. Далее напряженная интересная работа и как результат участие в пятидесяти республиканских, всесоюзных и международных выставках. Десять персональных выставок в Йемене, Монголии, Германии, Белоруссии, Москве, Мариуполе. Его работы есть в Эрмитаже, в исторических музеях Киева и Москвы, в знаменитой коллекции Магдебурга и парижском центре искусств Жоржа Помпиду.

«Все что он создал и оставил людям — более 500 произведений, можно назвать одним словом — классика. Без всяких оговорок. Его почерк не спутаешь ни с кем. И это касается всего: безупречного выбора шрифтов отточенности характеров в портретах, удивительного владения пластикой рельефа и контррельефа, врожденного композиционного чутья, филигранной проработки деталей, а также масштабом философского миропонимания, гражданским темпераментом, верностью идеалам гуманизма». Эти слова принадлежат большому другу художника поэту Владимиру Калиниченко.

Гуманизмом пропитана плакета Ефима Харабета «Александр Македонский. 342 г. до н.э. (национальная проблема в изложении античности).

Разрушая традиционный образ Александра, великого воина, автор изображает профиль без шлема, но с обручем на голове, характерным для мыслителей того времени. Приведенная ниже цитата на двух языках дает ответ на острейшие вопросы конца ХХ века: какая нация лучше? какой народ важней для истории? Македонский утверждает и Харабет с ним соглашается: нет плохих наций, есть непорядочные люди мира». Характерна медаль «Федор Достоевский 1871-1881». Портрет прост, ничего лишнего. Энергичная пластическая лепка лица оттеняется мягкой трактовкой волос и бороды. Изображение разломленного меча на аверсе смыслово наполняется цитатой на реверсе.

Удивительно тонкая работа с деталями поражает в медали «Памяти А.В.Суворова 1730-1800 г.». Избегая пластической сухости и однообразия, мастер совмещает на аверсе два образа — Мемориальный памятник Генералиссимусу и карту его легендарных походов. На реверсе помещена докладная записка самого Суворова с сохранением почерка и орфографии автора.

Заслуженный деятель искусств Украины и муж Светланы Отченашенко, народной актрисы Украины, Ефим Харабет тонко чувствовал и понимал театр. Яркая иллюстрация тому работа «Памяти народного артиста СССР Зиновия Гердта». На аверсе — крупный узнаваемый профиль. Несколько преувеличенная рука придает композиции динамизм и особую символическую значимость. Лицо и руки – инструмент актера. А реверс посвящен самому главному его таланту — уникальному неподражаемому голосу. Нет деления на изображение и фон. Такой пластический прием позволяет усилить художественность композиции, подчеркнуть эмоциональный настрой. В медали нет гурта по краю. Пространством для неё служит внешняя среда образов, озвученных Гердесть целая коллекция спортивных наград и медалей. Целая галерея памятных и юбилейных медалей, посвящённых различным событиям и судьбам. И всех их объединяет одно большое и глубокое чувство — ЛЮБОВЬ к ЧЕЛОВЕКУ!

Добавить комментарий