Медали

Медаль «Куинджи А.И.»

Медаль, кроме классической круглой формы, может иметь овальную, прямоугольную и необычную форму (так называемая «плакета»). Медаль, в отличие от монеты, где выгравирован герб государства – его правитель, никогда не участвует в денежном обращении.

По назначению медали бывают памятные, мемориальные и персональные — в честь выдающихся деятелей.

Юбилейные памятные медали изготавливаются в честь какой-либо круглой даты — к юбилею личности, годовщине исторического события.

Сувенирная медаль не связана с конкретной датой. Она, как и многие художественные изделия, являются памятью о посещении страны, города, предприятия.

Нагрудные медали — жалуются как знаки отличия…

Мои авторские работы вы могли видеть на 15 всеукраинских художественных выставках, начиная с 1980 года. Эти работы были также представлены в экспозициях 1-й коммерческой выставки г. Санкт-Петербурга, на выставках в г. Таллинн (Эстония), в Москве, а также на 1-й Республиканской выставке медальерного искусства, посвященной 150-летию выхода в свет «Кобзаря».

После участия в ноябре 2004 года в Международной выставке медальерного искусства, организованной ФИДЕМ (Международная федерация медальеров), поступил ряд предложений, одно из которых — Выставка в Галерее Национального декоративно-прикладного искусства в Париже.

В столице Франции я представил экспозицию с изделиями родственного вида медальерного искусства — декоративно-прикладного искусства «куманец». Этот вид вобрал в себя и медальерную изящную пластику, и прикладное назначение изделия. С 20 февраля по 18 марта 2005 г. на парижской выставке отдельный зал галереи был отдан под экспозицию одной небольшой работы из Украины. Куманец украшают четыре жанровые сценки с национальным колоритом из красной меди.

Организаторами выставки отмечен высокий профессионализм автора в технике исполнения, национальный характер работы.

В наше время удивить чем-то очень сложно, при наличии большого потока изделий, предназначенных для реализации под видом эксклюзивных. В Европе уже давно определились: эксклюзивные уникальные изделия в магазинах не продаются, их можно приобрести на престижных выставках, аукционах, где искусствовед может дать этим работам соответствующую оценку. О наличии этого изделия можно узнать в престиж-вариант непосредственно у автора.

О технике изготовления

Издревле меди придавалась форма посредством литья, ковки или чеканки с последующей гравировкой или обработкой пуансоном.

Медное литье, литье из сплавов меди является одной из древнейших технологий, практически с 3-го тыс. до н.э. в Месопотамии. Из меди изготавливали многие технические изделия для аптек и врачей, медную утварь, котлы, точные приборы для научных целей как астролябии, солнечные часы. Многие большие емкости из красной меди успешно применяются в сыроваренном, винном и других пищевых производствах.

Медь также сумели оценить и в художественном ремесле. Были созданы прекрасные художественные изделия: кресты, помиры, дароносицы и др.

Поскольку медь хорошо переносит высокую температуру и открытый из нее раньше делали посуду для приготовления на плите. Медные котлы, сковородки можно было натереть до блеска благодаря прочной и стойкой поверхности: красноватая, сдержанно поблескивающая медная посуда хорошо выделялась на беленых стенах и была гордостью любой хозяйки.

Что касается личного опыта работы с медью, то дифовка (выколотка), в отличие от кузнечной ковки, делается в холодном виде. Как правило, толщина листа — до 3 мм. Заготовка расплющивается под ударами молотка, и если сосредоточить удары в центральном месте, не трогая края, то медная пластина не только уменьшится в толщине, но и будет деформироваться, образуя сферическую поверхность, вогнутую внутрь к удару. Затем сгибается медная заготовка на фасонной наковальне, имеющей соответствующую форму.

Это может происходить по сложной кривой, под углом по радиусу и т.д. При этом металл «тянется». Затем я осаждаю металл, а перед специальными круглогубцами делаю «гофры», которые осаждаю. Это, пожалуй, самое сложное дело, требующее большой аккуратности. Гофры не должны находить друг на друга и создавать складок и трещин.

Размышления о жанре

В настоящее время искусство изготовления художественных медалей находится в упадке. Для изготовления медалей все чаще применяют механические способы работы, и результаты получаются посредственные. Медальеры изготавливают модель медали в несколько раз большую, чем размер будущей медали, и машинным способом уменьшают ее до нужного размера.

Это нежелательный способ получения фигурных изображений, так как фигуры, вылепленные в больших размерах, приближаются к относительным пропорциям натуры. А на медали в уменьшенном размере они будут казаться незначительными. Если посмотреть на античные медали или камеи, можно сразу заметить, что руки изображаются непропорционально большими.

Вас сразу поражает голова и выражение лица, рука и ее характер. Человеческая фигура твердо стоит на ногах, и благодаря этому медаль сохраняет полное равновесие и монументальность, несмотря на свои малый размер. Если не соблюдать эти условия, то после уменьшения изображения фигура будет казаться нереальной марионеткой и, конечно, будет лишена силы и благородства.

В этом особая хитрость: при изготовлении медалей нужно не математическое уменьшение объектов, не простое подражание натуре, а интерпретация. Нужно идеализировать фигуру.

На самых древних медалях «типом» являлась не человеческая голова, а неодушевленный предмет или символическое животное. «Типом» называется отпечаток любого образа или знака на медали.

В отличие от монетного дела, где рельеф по плоскости должен быть повсюду одинаков, чтобы монеты можно было сложить столбиком, в художественных медалях этого требования нет. В медалях прекрасное никогда не приносится в жертву полезному.

Что касается размеров медали, то, изучая прекрасные греческие римские медали эпохи Возрождения, нельзя не ощутить, что величие не зависит от размеров, ибо величие есть качество души скульптора. Рассматривая античные медали и произведения малых форм, не замечаешь их размера, любуясь формой, чувствуешь их монументальность.

В настоящее время многие работы в малой пластике и даже скульптуры больших размеров лишены монументальности. Они насыщены мелкими деталями, испещрены тонкими линиями, разрушающими монументальность. Многие, рассматривая произведения, удивляются и восхищаются, как тонко сделано, вместо того, чтобы сказать: «Как мелко и как тривиально!»

Ведь человек, посещая выставку, надеется увидеть что-то такое, что способно дать пищу его уму, воспитает его глаз и заставит улыбнуться, задуматься: А что он может увидеть нового интересного для себя, если художник все «дословно рассказал», разжевал и сидит довольный, ожидая похвалы и удивления публики? Такое произведение можно из уважения посмотреть только раз. В нем нет образа.

Задача истинного искусства — передать человеческие страсти, проявление человеческой воли, то, что привлекает взор зрителя.

Во всех областях скульптуры трактовка должна меняться в зависимости от размеров произведения, и это особенно важно в области изготовления медалей.

Чем меньше медаль, тем больше ну упрощать работу. Медаль всегда следует трактовать широко. Но лепить широко — не значит доходить до грубости, как часто бывает в настоящее время и в живописи, и в скульптуре.

Медаль должна обнаруживать стиль сильнее, чем произведение большого размера. Под стилями я подразумеваю упрощенную правду, освобождающую от всех незначительных деталей.

Нет ничего труднее, чем передать осмысленную жизнь. Лишь Художник, наделенный душой, может изобразить душу. Нужно уловить характерность и выразительность натуры, которая должна быть запечатлена в медали.

Изготовление медали не прощает суеты. Многие фирмы в ущерб творческим разработкам, которые дают пищу уму, изготавливают поток сувенирных посредственных медалей. И, несмотря на их высокотехнологичное производство, если не иметь «творческого начала», эти медали останутся на низком уровне искусства и будут выглядеть бедно.

Автор должен не забывать о спокойном величии, благородстве и достоинстве своего произведения.

Добавить комментарий