Кто может ответить на вопрос: «Когда человечество осознало, что на планете Земля существует единая цивилизация гуманоидов, несмотря на многогранность культур и разделенность на страны и континенты?» Что нас, землян, объединяет в эту многоликую общность, несмотря на войны и различия в вероисповеданиях, не касаясь цвета кожи и формы глаз? Пожалуй, первым ответ нашел Альфред Нобель. Он вложил все свои средства в великое дело осмысления и оценки культурного и научного вклада отдельных людей в развитие человечества. С 1901 года вручено более 750 Нобелевских премий представителям самых разных направлений науки и культуры, жителям всех уголков нашей планеты. Именно это объединило лучшие умы и положило начало осознанию единства цивилизации, определило планку, к которой стоит стремиться человечеству в своем развитии. Это уже потом, почти полвека спустя, вслед за Нобелевским движением появились политические всемирные организации, в том числе ЮНЕСКО и ООН. Вклад Альфреда Нобеля и его комитета в объединение людей в единую цивилизацию, пожалуй, весит больше, чем вклад всех всемирных организаций вместе взятых.
Может, именно благодаря великому Нобелю мы стали по-иному оценивать народы и страны — наши культуры стали ближе, взгляд на соседей стал пристальнее и теплее: «Как, и у вас есть Нобелевские лауреаты?! Значит, мы идем в ногу с вами! У нас так же, как и у вас, есть свои гении, и мы рады, что их достижения — теперь и ваше достояние!»
Оценка этих достижений в Нобелевском комитете идет по шести номинациям: «Премия мира», «Экономика», «Литература», «Физика», «Химия», «физиология и медицина». И выполняется эта колоссальная работа одновременно во всех уголках планеты Земля.
Поддержка Нобелевского движения в Украине имеет особый, металлический ракурс, весьма неожиданный и уникальный. Вдохновитель этой поддержки — творческая мастерская днепропетровского медальера Евгения Грошева, которая является членом Меж¬дународной организации медальеров Р.I.O.Е.М. В настоящий момент в мастерской идет работа над уникальным проектом «Планета Альфреда Нобеля».
Этому проекту Евгений Грошев посвятил более 10 лет. Его суть — изготовление серии памятных медалей с изображением каждого из Нобелевских лауреатов. В настоящий момент закончена работа над номинациями «Экономика», «Литература», «Премия мира», к концу 2004 года будет завершен альбом «Химия». В 2005 году будут готовы альбомы медалей по номинациям «Физика», «Физиология и медицина». Всего 758 медалей. Но ведь каждый год добавляются 12-14 новых Нобелевских лауреатов. Поэтому работа над проектом будет продолжаться столько, сколько будут присуждаться Нобелевские премии. Есть надежда, что эту творческую эстафету продолжат новые поколения талантливых украинских мастеров-медальеров.
Медали Нобелевских лауреатов изготавливаются из серебра 925-й пробы (могут быть изготовлены из золота) диаметром 40 мм. Медали размещены в номинационных альбомах. Количество альбомов в номинации от одного до трех, в зависимости от количества медалей. Количество альбомов по номинациям следующее:
1. «Экономика» — 1 альбом (7 листов)
2. «Литература» — 2 альбома (5 листов)
3. «Премия мира» — 2 альбома (5 листов)
4. «Химия» — 1 альбом (7 листов) и 1 альбом (5 листов)
5. «Физика» — 2 альбома (7 листов)
6. «Физиология и медицина» — 3 альбома (5 листов).
Номинационные альбомы выполнены полностью из натуральной кожи высшего качества черного цвета. Лицевая поверхность обложки каждого альбома инкрустирована накладками с Нобелевской символикой. На внутренней стороне обложки каждого первого альбома номинации расположена пластина с завещанием Альфреда Нобеля, а на первой странице размещен медальон с изображением Нобеля. В нижней части страницы размещается авторский сертификат. На каждом последующем листе альбома расположены по 15 медалей, предусмотрены свободные листы для пополнения коллекции.
В творческом активе мастера — ряд крупнейших проектов, получивших широкую известность и поддержку общественности. Для реализации проектов создана организация «Творческая мастерская Евгения Грошева», которая занимается коммерческими, техническими и технологическими аспектами проектов и сотрудничает с музеями, общественными организациями и у коллекционерами. «Творческая мастерская Евгения Грошева» обращает внимание коллекционеров, представителей музеев, других заинтересованных лиц на возможность от¬править заявки не только на приобретение номинационных Нобелевских альбомов, но и отдельных медалей по всем шести номинациям. В связи с ограниченными возможностями тиража Нобелевской коллекции приоритетным правом на исполнение заказа и пополнение коллекции новыми медалями в последующие годы, будут пользоваться обладатели полной коллекции и номинационных альбомов. Приобретая изделия Евгения Грошева, вы становитесь не только обладателями уникальных коллекционных изделий, но и оказываете содействие в пропаганде и популяризации идеалов Нобелевского движения. Средства, вырученные от приобретения изделий мастера, пойдут на издание печатной продукции нобелевской тематики, создание монумента — памятного знака «Планета Альфреда Нобеля», музея.
«Планета Альфреда Нобеля» — главный, но далеко не единственный проект замечательного мастера Евгения Грошева. «Sub specie aeternitatis» — «С точки зрения вечности». Этим латинским изречением можно определить творческое кредо известного мастера-медальера Евгения Грошева. Стремясь прославить человеческий гений, он посвящает свою жизнь отражению обликов лучших из людей в чеканных медальных рельефах.
Сотни памятных, юбилейных и наградных медалей, созданных мастером, рассеяны по музеям и частным коллекциям мира. Его медали в Москве и Санкт-Петербурге, Праге, Париже, Стокгольме, Риме и Дели. Он участник многих национальных и международных выставок, на которых его работы отмечены призами и наградами.
Мастер лично знаком со многими выдающимися общественными, политическими деятелями, деятелями культуры, которым он посвятил свои работы.
Ценители отмечают неповторимость творческой манеры мастера и содержательную глубину его произведений, особый изобразительный язык его работ. Его медали отличает то предельная строгость и лаконизм, то лиричность, романтизм, а порой и присущие мастеру ирония, шутливая игра, тонкий юмор. Работы мастера Грошева воспринимаются легко, органично, они как бы излучают тепло, радость жизни, отличаются проникновенностью.
Мастер уникален в том, что режет металл по наитию: без расчетов, разметок — «по живому», глядя на фотографию или придумывая образ. А на отлитой по вырезанному макету заготовке вручную доводит рельеф.
Подобная технология ограничивает возможность тиражирования медалей и этим повышает к ним интерес коллекционеров.
Что же касается других проектов Евгения Грошева, реализуемых в настоящее время, о них стоит упомянуть особо.
Серия медалей «Атланты и Кариатиды» рассказывает о политиках и общественных деятелях, космонавтах и путешественниках, художниках и деятелях театра, ставших символом ушедшего века, среди которых Индира Ганди, папа Иоанн-Павел II, Билл Клинтон, Михаил Горбачев, принцесса Диана, Николай Рерих, Рудольф Нуриев, мать Тереза и др.
Международный проект «Украина — Франция» посвящен древним и многогранным связям двух государств со времен королевы Франции Анны — дочери киевского князя Ярослава Мудрого, через годы, когда в Париже побывал украинский казак Филипп Орлик (с ним связано название аэропорта Орли), до времен Сержа Лифара и Соломин Крушельницкой, покоривших своим талантом французскую публику. Проект включает в себя серию медалей, посвященную людям, чьи имена широко известны в двух странах: Илье Мечникову, Николаю Бунину, Сержу Лифару, Соломин Круюельницкой, Симоне Синьере, Жаку Кусто и др.
В рамках проекта «С памятью о прошлом, с верой в будущее» мастер демонстрирует новые грани своего таланта — искусство художника-ювелира. Обращаясь к истории России, мастер разработал и изготовил несколько вариантов кружек и шкатулок. В основе изобразительного — необыкновенно мастерски развернутая на лицевых плоскостях изделий пятисотрублевая купюра 1912 года. Автор использует изображение купюры как воплощение экономической мощи Российской империи в этот период и символ исторического развития российского государства. «Изюминкой» изделия является место под медальон с изображением владельца изделия, которое мастер расположил среди россыпи монет на левой стороне купюры.
Евгений Грошев родился в 1933 году. Корни у него русские, эстонские, скандинавские. Разные периоды его жизни связаны с Россией, Грузией, Киргизией. Большую часть жизни живет на Украине, любя эту древнюю землю и юную страну. Свои первые работы он создал в 15 лет. Человек яркий, удивительно жизнерадостный, восторженный, он обладает тонким вкусом, высоко ценит искренность в человеческих отношениях.
Мастер пишет в металле, в медалях книгу памяти, летопись жизни своей страны и планеты. «Медали, — говорит Евгений Грошев, — это памятники в миниатюре. Краски блекнут, камень крошится, медали остаются. Мир богат событиями, но памяти достойны далеко не все. И не все образы ложатся на металл. Только самые великие, самые достойные, самые любимые».
Подробную информацию о творческой судьбе Евгения Грошева, о работах прошлых лет, о проекте «Планета Альфреда Нобеля» можно получить на сайте «Творческой мастерской Евгения Грошева» (studio.zp.ua).