Зимний сад

Наверняка еще месяц-два назад киевляне не смогли бы однозначно ответить на вопрос, существует ли украинская скульптура, как явление признанное, и назвать хотя бы пару имен отечественных скульпторов. Возможно поэтому организаторы проекта «Зимний сад» решили показать 17-20 февраля в выставочном зале «Украинского Дома», расположенном возле Майдана, ценителям прекрасного работы столичных скульпторов, работающих в бронзе или в мраморе и привлечь внимание общественности к этому виду искусства.

По словам арт-руководителя проекта Валерия Захарчука, салон «Зимний сад» – «это возрождение традиции Салонов XVIII столетия, которые были очень популярны в то время в Европе и особенно во Франции». Дворец искусств «Украинский дом» собрал на выставку-акцию с элегическим названием «Зимний сад» 23 мастера. Работы мастеров объединены идеей воплощения аллегории зимнего сада, в котором достойное место занимает скульптура. Объединяет работы и стиль, который базируется на классических традициях европейской пластики, обогащенной новаторскими поисками прошлого столетия.

Авторы различных поколений, работы которых были представлены на выставке, определили доминирующее направление развития современной украинской скульптуры.

По словам организаторов, арт-проект намерен стать для Киева чем-то сродни Дягилевским «Парижским сезонам». Только открывает он сезоны «скульптурного салона», и с обязательным условием: в гармонии синтеза с такими пространственно-временными искусствами, как камерная музыка, балет.

По мнению кандидата искусствоведения Марины Протас, подобные сезоны являются не столько данью модно-стильному образу жизни сегодняшней Украины, но в большей мере целенаправленным условием духовного развития нашего культурно-художественного бытия. Об этом свидетельствует и тот факт, что проведение такого арт-шоу поддержали Национальный союз художников Украины и Институт проблем современного искусства Академии искусств Украины. Не секрет, что почти весь ХХ век украинские пластики ощущали на себе влияние тоталитарного режима, уничтожавшую их физически, уродовавшую их замыслы, подчиняющую образно-пластические решения произведений потребностям власти. Эпоха перемен на исходе ХХ века мало что изменила, подчинив творчество диктату арт-бизнеса, коммерческим целям. Сегодня, по мнению организаторов «Зимнего сада», пришла пора заложить в основание нашей культуры самодостаточные, свободные, не зависящие от капризов моды и вкусов заказчика, уникальные по стилю и авторскому мышлению пластические замыслы. Пришла пора киевлянам лучом мысли вынуть из забытых уголков генетической памяти неоспоримые свидетельства былой славы княжеского Киева, который обилием светской и ритуальной пластики напоминал путешественникам древний Рим, где скульптуры было больше, чем самих жителей.

Проект «Зимний Сад», правда, не стремится перещеголять количеством своих исторических предшественников, но очень бережно и осмысленно возрождает «модерновую» идею аристократического «чистого искусства», облекая ее в формы традиции сада скульптур. В былые времена эталоном внутренней культуры и внешней цивилизованности служил королевский Версаль во Франции. Но, достигнув зрелости в культуре «серебряного века», как и многочисленные великолепные Летние и Зимние сады в усадьбах и дворцах, традиция тихо скончалась в забвении. Повторив участь одного из чудес света – «висячих садов» Семирамиды.

По мнению авторов арт-проекта, настало время возрождения былых традиций. В силу долгого доминирования ошибочного мнения, будто чистые виды искусства последней трети ХХ ст. сошли в небытие, не выдержав конкуренции с так называемой «экранной культурой», когда раздавались лозунги: «скульптура – анахронизм», «живопись – не актуальна» и т.д. Критики ХХI в. и предлагаемый арт-проект доказывают состоятельность классических видов искусства, которые успешно утверждаются в современном градостроительстве и приватном архитектурном проектировании. В «Зимнем Саду» были представлены произведения как уже известных в стране и за рубежом авторов – наших старейших классиков украинской пластики, так и относительно молодых, еще шлифующих свой профессионализм скульпторов, творчество которых продолжают в ряде случаев династию славных фамилий во 2-м и 3-м поколении. Экспозиция составлена из работ Н.Рапая, Ю.Синькевича, В.Клокова, Б.Довганя, А.Куща, О.Косткевича, В.Протаса, Л.Синькевича, Д. Марголиной, Т.Мельникова, А.Владимирова, А.Рубан, В.Липовки, П.Боцвина, А.Забой, Ю.Укадер, Н.Есипенко. Судя по их высказываниям, всех их объединяет одно стремление: созидать духовную вертикаль культуры нации и возвратить искусству скульптуры его статус-кво.

По словам скульптора Олега Пинчука, «цель выставки – продемонстрировать, какие процессы происходят в Украине. Продемонстрировать, что в Украине высокая европейская культура, пригласить для культурного обмена гостей из-за рубежа».

Оценить уровень мастерства украинских скульпторов, работающих в бронзе, читатель может по представленной галерее фотографий. Большинство работ изготовлено на заказ. Авторы арт-проекта в свою очередь предлагают художникам, ориентирующимся на коммерческие горизонты арт-рынка, трансформировать психологию творчества и поднять «рейтинг» классических образно-пластических решений в скульптуре. Возможно, в следующем году зрители увидят работы нового уровня, которые найдут место в «Зимнем саду», и таким образом будут востребованы. Кстати, директор «Украинского Дома» Наталья Заболотная высказала надежду, что в следующем феврале в салоне будут представлены работы лучших скульпторов со всей Украины.

Добавить комментарий