Лаковая роспись на металле с момента своего появления в XVIII веке была ярким и неоднозначным явлением художественной жизни России.
Закрытие к середине XIX века практически всех крупных и мелких лакировальных фабрик Западной Европы, связанное с изменением конъюнктуры европейского рынка в области изготовления художественных бытовых предметов, сделала российские лаки единственным наследником европейских производств по выпуску лаковых предметов.
Расписные железные подносы — обычные предметы каждодневного использования и в то же время — настоящие произведения искусства, памятники культуры. Их жанровая живопись и манера художественного исполнения показывают различные стилевые исполнения в искусстве, моду, вкусы разных социальных слоев русского общества. Сцены мифологического и исторического характера, круг популярных тем из «народной жизни», изображение романтических пейзажных ландшафтов, роскошных букетов из садовых и полевых цветов, праздничных натюрмортов из груш, яблок и винограда — все это многообразие старинного художества можно встретить на железных подносах с лаковой росписью. Расписанные большей частью неизвестными сегодня художниками-живописцами и мастерами русского лакерного дела из крепостных «крестьян-промышленников» или «работного заводского люда», они сохранили для нас драгоценную информацию.
Не касаясь общей истории происхождения лаковой живописи, которая зародилась в древние времена в Китае и в Японии, и не рассматривая истоки ее появления в Европе во второй половине XVI — начале XVII века, необходимо сказать о том, что лакированные изделия как престижные предметы обихода появились у нас в XVIII веке в период активной европеизации России.
Общеевропейское увлечение дорогими лаковыми вещами, имевшими статус респектабельных аксессуаров жизни, привело к распространению моды на них и в России. Это дало толчок к возникновению первых отечественных лакерных производств и появлению искусства лаковой росписи на папье-маше, дереве и железе.
Другой причиной появления в русской жизни лакированных подносов было активное распространение в России традиции чаепития, которое позднее утвердилось как русский национальный обычай.
С Урала — в Центр. Демидовский металл
Первые русские металлические изделия с лаковой росписью, прежде всего подносы, появились в середине XVIII века на Урале, на Нижнетагильском заводе, являвшимся вотчиной известнейшей семьи русских сановников и крупнейших промышленников Демидовых.
Активное развитие небольших частных «лакерных» мастерских инициировала политика владельцев завода, заинтересованных в максимально широком сбыте металла и в первую очередь бракованного листового железа. На бракованных металлических листах ставилось клеймо «БРАКЪ НТЗ». Именно из такого железа, прекрасно подходившего для бытовых целей, и изготавливались различные бытовые предметы с лаковой росписью.
Самые ранние тагильские подносы были громоздкими и тяжелыми, прямоугольной формы, с приклепанными с оборотной стороны подноса перекрещивающимися металлическими прутами. Изготовленный отдельно просечный борт, украшенный рядом металлических шариков (так называемых “бусин”) вручную приделывался к днищу. С торцов подносы имели большие кованые ручки. Внешне такой поднос напоминал столешницу западноевропейского (английского) чайного столика и собственно таковым часто в быту и являлся.
Роспись этих вещей, несмотря на то, что она часто повторяла картины и гравюры разных художников, отличается высоким художественным уровнем исполнения. Отдельные лакированные изделия с полным правом можно отнести к профессиональным работам живописи, выполненными в станковой технике. Фактически лаковая живопись на металлической вещи становилась аналогом обычной живописи на холсте, и для состоятельного заказчика любой такой предмет имел не только практическую, но и эстетическую ценность. Причина популярности в том, что крепостные Демидовых, занимавшиеся росписью подносов, специально подбирались из семей потомственных иконописцев.
Уральские подносы второй трети XIX-го века становятся более легкими, меньшего размера, исчезают тяжелые пруты на дне, вместо массивных кованых ручек, возвышающихся над плоскостью подноса, практикуются фигурные просечные отверстия для прихвата, что делает подносы более удобными в обращении. Их поверхность по-прежнему украшена сюжетной живописью на темы истории и военных событий, копиями картин, гравюр и эсталепов. За образцы берутся любые доступные оригинальные материалы, в том числе и те, что хранились в господском доме Демидовых.
Встречаются также предметы с авторской импровизацией в виде романтических пейзажей и букетов цветов, выполненных в духе западноевропейской живописи. Однако после закрытия нижнетагильской школы, в 1830-60-е годы, в работах большинства мастеров лаковой росписи на металле просматривается тенденция снижения художественно-технического качества выпускаемой продукции. Новое поколение «лакирных» мастеров, уже не имело академических знаний и профессиональной выучки своих предшественников. Эстетика предмета определялась уже не нормами стиля, как это было ранее, в период классицизма и ампира, а вкусами местного населения. Это привело к преобладанию бытовых сценок — свиданий, гаданий, сватовства, материнства, семейного досуга, охоты, отдыха на природе. Сюжеты носят простой, обыденный характер из быта русского дворянства и купечества.
Литва и Петербург
В 1820-30-е годы в продаже появились лакированные подносы из жести. Их первое производство начато на фабрике Иоганна Мулерта в городе Митава Курляндской губернии (ныне г. Еглава в Латвии). Эти латвийские подносы отличала лаковая живопись на светлом фоне, характерная для Англии конца XVIII — начала XIX века. Высокое художественное качество этих подносов было широко известно в России.
В 1830-е годы подносы из металла начинают выпускать «лакировальные» фабрики Петербурга. Наиболее интересны петербургские подносы с профессиональной декоративной росписью 1840-1850-х годов двух фабрик — Лабутина и Кондратьева. Для них характерна филигранная роспись в виде цветочных букетов с бабочками и птицами по черному фону. Петербургские подносы украшались также пейзажами с легкой асимметрией архитектурных строений. Подносы питербург-ских фабрик легко распознаются по изящным элементам декора, высокому артистическому уровню техники исполнения и наличию клейм.
Становление жестковского подноса
Примерно в то же время одновременно с Митавой и Петербургом была предпринята попытка выпуска железных лаковых подносов и в Москве. Эти подносы выпускались в собственной мастерской жостковского крестьянина Филиппа Вишнякова и были в плане художественном ориентированы на городскую культуру и вкусы дворянского сословия, требовавшего высокого уровня живописного исполнения в стиле позднего классицизма.
Начиная с 1825 года Подмосковье постепенно превращается в крупнейший центр лаковой отрасли. Однако массовым изготовлением подносов из металла начали здесь заниматься крестьяне после 1961 года. Особенно славились мастера из Троицкой волости. По названию одной из деревень этой местности — Жостово — впоследствии утвердилось название всей отрасли по выпуску подносов с лаковой росписью.
Форма подмосковных подносов второй половины XIX века самая разная: круглая, овальная, прямоугольная, «готическая», гитарообразная с простым или отогнутым наружу «крылатым» бортом. Будучи выполнена мастерами-кустарями, их роспись носила импровизационно-подражательный характер самого широкого диапазона вариаций. Наиболее распространенные сюжеты — летняя или зимняя «тройка», чаепитие, тайное свидание, пляски малороссов, романтические пейзажи с замками и сельские виды с крестьянскими избами.
Несмотря на старание лакирных живописцев-кустарей Московской губернии, их подносы были выполнены как живописные примитивы. Такова специфика художественного образования, полученного передачей в семейных мастерских «от отца к сыну» элементарного комплекса технических навыков. Исключение составляли заказные подносы с росписью в виде цветочных букетов, которые писались профессиональными художниками-выпускниками Строгановского училища на фабрике В.О.Вишнякова (с. Осташкове и д. Жостово).
Продукция фабрик Вишняковых, Егора Беляева и Ефима Цыганова к началу XX века полностью завоевала рынок добротностью и доступной ценой. Лаковые подносы с их клеймами пользовались необыкновенной популярностью и неоднократно получали награды на Всероссийских художественно-промышленных выставках. В этот период расписные металлические подносы становятся таким же неотъемлемым предметом повседневной жизни, как и русский самовар. В чайных, рюмочных и трактирах, помимо прямого назначения, они используются в качестве украшения интерьера. Их покупают купцы, среднее и мелкое чиновничество, мещане…
В 1915-1916-х годах Московский Кустарный музей делает попытку поднять художественный уровень росписи лаковых подносов. Но этому помешали политические события в истории страны. Однако это все же удалось сделать в советское время. В 1920-1930-е годы лаковые подносы с успехом представили художественно-кустарную промышленность России в Париже (1925 и 1937 гг.) и в Нью-Йорке (1939 г.). Причем все подносы 20-30-х годов уникальны в своих новаторских решениях. Они становятся мощным художественным средством пропаганды нового образа жизни.
Металлические подносы с лаковой росписью сегодня — часть истории России. Они, появившись в разное время, широко вошли в повседневную жизнь и в художественную практику, создали целую область кустарно-промышленного производства и стали органичной частью материальной культуры, отдельным видом национального искусства.