Европейские цены на металлическую сурьму вышли на девятилетние максимумы на фоне дефицита предложения. Ситуация с многочисленными задержками в транспортном комплексе, заметный дефицит сырья в Китае, традиционные «накачки» рынка всякими слухами и предположениями перед китайским Новым годом привели к текущим высоким ценам, но за пределами первого квартала перспективы рынка неясны.
По оценке Аргус Медиа на 11 января преобладающие цены в Европе на металлическую сурьму трёхокисного качества (trioxide grade) и стандартного второго сорта (standard grade two II) укрепились в среднем на $150 за тонну, и находятся «в паритете» в диапазоне $13250-13450 за тонну склад Роттердам (предыдущие девятилетние ценовые максимумы составляли $13150-13400 за тонну, и были зафиксированы в конце октября прошлого года). В течение ноября-декабря европейские цены на сурьму просели примерно на 3%, но быстро «отыграли потери» на волне усиления напряжённости предложения, низких запасов в Европе, заметного увеличения сроков поставки.
Высокие цены в октябре прошлого года были обусловлены снижением производства металлической сурьмы в Китае после распоряжения центральных властей о приостановке многих плавильных объектов для проведения жёстких экологических проверок. Но к концу на многих таких приостановленных объектах производство постепенно возобновлялось, в т.ч. и на крупнейшем в Китае заводе Twinkling Star. Также в ноябре-декабре произошло некоторое смягчение фрахтовых ставок на маршрутах из Китая в Европу. В итоге к началу декабря европейские цены на металлическую сурьму в Европе снизились до $12700-13000 за тонну. Более энергичному снижению противодействовал весьма малый объём доступного для продаж материала, т.к. поставщики не испытывали желания обеспечивать материалом ослабевающий рынок. При этом на рынке появились ожидания смягчения напряжённости с рудой, но эти ожидания мало чем были оправданы. Запасы сырья в Китае ощутимо снизились, что привело к импорту значительных объёмов концентрата из Латинской Америки и Азии. Но во время пандемии эти каналы поставок оказались серьёзно нарушенными, и даже с учётом некоторого роста [импортных] поставок концентрата и его производства в самом Китае объёмы поставок сырья оказались меньше, чем в предшествующие годы.
Европейский спрос на спотовый материал был подвержен изменениям и временами был исключительно низким по сравнению с более крупным американским рынком, но малые объёмы доступного материала и сложности в организации и обеспечении поставок заказчикам поддерживали высокие цены и высокие премии относительно китайских экспортных цен.
Фрахтовые ставки при морских перевозках из Китая в Европу вернулись на более-менее «управляемые» уровни $8000-11000 за 25-тонный контейнер. Но при этом время фактического транзита их портов в пров. Гуандун на юге Китая до европейских портов «раздулось» до трёх месяцев по сравнению с 30-35 дней до пандемии. Это вынудило поставщиков постоянно обращаться к спот-рынку для выполнения контрактных обязательств. Можно сказать, что такая ситуация сохранилась и до текущего момента, при этом она обостряется с приближением китайского Нового года (в этом году он отмечается с 31 января по 4 февраля), когда китайские рынки и вся транспортная инфраструктура будут полностью закрыты.
С большой вероятностью в близкой перспективе можно ожидать сохранения исключительно высоких цен, но «за горизонтом» близкой перспективы (первого квартала 2022 г.) уже будет действовать набор «неопределённых переменных» — участникам рынка придётся пытаться оценить или просто угадать общую экономическую перспективу, возможные изменения спроса, темпы восстановления местного логистического комплекса и комплекса морских перевозок, глобальное влияние нового штамма «Омикрон», объёмы руды, которые будут доступны для всех мировых производителей металлической сурьмы.