Художественное литье из олова

Оловянные фигурки

Олово известно человечеству довольно давно как один из самых чистых металлов. Олово также славилось, потому что  оно не ржавеет. Упоминания об олове можно встретить в рукописях из стран-пионеров металлообработки: Индии, Древней Греции, Римской империи и т.п.

Первым его использованием было формирование вместе с медью сплава бронзы. В чистом виде олово использовалось еще в Древнем Египте  – из него чеканились монеты и создавались украшения и посуда, методом литья. Литье заключается в заполнении заранее заготовленных форм материалом, в данном случае металлом, и последующий процесс его затвердевания.

Литье из олова было популярно на Руси, а в XV веке  в Киеве был открыт литейный цех, работающий с оловом. Сфера деятельности киевских литейщиков особо не отличалась от египетских: литье применялось для создания  посуды, украшений и элементов культа. Активно развивал оловянное литье Петр I:  во времена его правления появились литые пуговицы и медали из олова, а также применялось ажурное литье для создания элементов орнамента, к примеру, в слюдяных фонарях. Эта технология применялась, в основном, в тех случаях, когда ажурная деталь из олова крепилась на какой-либо другой материал (чаще всего дерево), так как полученная конструкция была довольно хрупкой. Это обуславливается мягкостью и податливостью олова.

Литье – это сложный технологический процесс, включающий в себя не только само литье металла, но и создание литейной формы. Огромную роль играет температура литья: недогретый металл будет оставлять смазанный след, а при заливке перегретого металла на поверхности отливки останутся раковины. Поэтому температура металла должна быть около 360 градусов. При этой температуре на поверхности жидкого олова образуется пленка желтоватого цвета.

Сегодня к олову применяют такие технологии литья, как  кокильное, объемное, барельефное.

Кокильное литье

Для кокильного литья используется специальное приспособление – кокиль.

Кокиль – это металлическая форма, которая изготавливается, в основном, из чугуна и стали для получения отливок. Одна кокиль в  среднем служит от 100 до 10 тысяч заливок, стойкость формы напрямую  зависит от металла, из которого она вылита, а также сплава, который заливают.

Литье в кокиль имеет отличие от  других технологий, применяющихся для литья из олова, а также от всех технологий литья в формы. При данном виде литья все процессы, в том числе и заполнение формы, и затвердевание сплава, проходят под воздействием одной только силы тяжести. Использования кокили обеспечивает возможность получения отливок с мелкозернистым, плотным строением, но требующих последующего отжига.

Барельефное литье

Этот вид литья используется для получения выпуклых форм, и, что следует из названия, металлических барельефов.

Для барельефного литья используется специальная форма из гипса, для изготовления, которой используют опоку – формировочную рамку. В литейной форме обязательно должны быть выпоры и литники. Выпоры – отверстия для вывода литейных газов и воздуха, заполнявшего форму до литья, а  литники – это отверстия для заполнения формы металлом.

Главная особенность данного вида литья это то, что высота рельефа над фоном  обычно стандартная, в среднем, она не превышает 1/3 плоскостных размеров изделия.

Объемное литье

С помощью объемного литья получают  выгнутые рельефы, полнообъемные фигуры.

Для объемного литья, как и для барельефного, литейную форму. Но для ее создания применяется не опока, а специальная стеклянная трубка, которая в процессе работы может быть заменена гипсовым стержнем. Модель-заготовку делают из пластилина. Конечно, пластилин – мягкий материал и он не способен передать все мелкие детали, поэтому очень важен процесс обработки отлитого изделия.

Завершающая обработка отливки

Оловянное литье хорошо сочетается с разнообразной отделкой: чеканка, гравировка.

Гравировка – нанесение рисунка, надписи, орнамента на олово методом вырезания с помощью штихеля или шабера. Чеканка – нанесение рисунка, надписи, изображения, методом выбивания определённого рельефа с помощью чекана.

Черты рельефа обычно подчеркивают с помощью тонирования. Тонирование –  это изменение цвета металла химическим способом, при котором на металле образуется стойкая пленка. Обычно олово тонируется с помощью медного купороса. Часто этот металл украшают вставками перламутра, бисера, янтаря, цветного стекла, камня, керамики.

Сегодня популярность набирают резиново-гипсовые формы для отливки, сделанные из герметичной резины. Они позволяют детализировать рисунок поверхности изделия.

Со временем среди декоративного литья более популярными металлами стали медь, бронза, серебро. Ювелиры и миниатюристы, правда, иногда используют олово в литье для создания модели, которую потом перенесут наиболее твердый металл.

Также стоит отметить, что олово – довольно редкий, рассеянный металл, поэтому сегодня  его широко применяют, в основном, в сплавах и для покрытия других металлов с целью защиты от коррозии.

Дарья Куцовская

Добавить комментарий