Гвоздики из гвоздей

Виктор Михалев

Скромный раскладной столик с работами Виктора МИХАЛЕВА я обнаружил на «окраине» столичной выставки «Подарки», проходившей в начале февраля. Небольшие фигурки, сделанные с помощью молотка, зубила и газовой горелки из бросового черного металла, не очень-то гармонировали с изделиями других компаний. Ведь традиционно на таком форуме выставляются дорогие украшения, изящные гобелены, редкий фарфор, одним словом — признаки респектабельности и добротно-золоченого уюта. Но почему-то именно у неприметного столика посетители останавливались чаще.

По профессии Виктор Петрович — газоэлектросварщик. Работал в Донецкой городской теплосети. Он делал именно то, что обычно делает сварщик, когда у кого-то в квартире неожиданно начинает протекать металлическая труба: появляется работник с газовой горелкой, со шлангами и едко воняющим ацетиленовым аппаратом.
Но примерно лет 10 назад, в сорокалетнем возрасте, вступив, так сказать, в «средневековье», Михалев резко изменил свою жизнь — начал изготавливать поделки из металла. Сегодня он один из известнейших мастеров Гильдии кузнецов Донбасса. На перекрестке главных улиц Донецка — Артема и Университетской — стоит железная фигура «Скрипачка», подаренная городу. Помимо того, его работы присутствуют в парке кованых фигур. Также мастер привел в порядок два памятника воинам-героям в шахтерской столице.
Этого талантливого человека беспокоит не только прошлое, но и будущее. Вот уже много лет он руководит детско-юношеской творческой организацией «Надежда» — учит ребят своему ремеслу. А дело это по нынешним временам нелегкое. Во-первых, полноценную кузницу в школе не построишь, во-вторых, средств для внеклассного воспитания детей как всегда не хватает.
Как объективно оценить художественную ценность той или иной работы? Ведь мнение всегда субъективно. Один в восторге от изделия, второго оно оставляет равнодушным. Вероятно, здесь уместно прислушаться к словам самих мастеров. В этом отношении показателен уникальный случай на Киевской оружейной выставке, куда организаторы пригласили Виктора Михалева. Общеизвестно, что именно в «оружейном сегменте» работают самые известные и опытные железных дел мастера. Тут встречаются настоящие рукотворные шедевры — клинки, пистолеты, арбалеты, щиты и ружья такой тонкой работы, что диву даешься.
Донецкий Левша представил на оружейную выставку… самовар, вернее светильник в виде самовара из кружевного металла. И за эту работу — в целом тематически чуждую общей экспозиции — он получил главный приз — «Стальную грань». Самовар был настолько оригинален и выполнен с таким художественным вкусом, что мнение жюри оказалось единогласным.
Вероятно, излишне говорить, что металл — не самый податливый материал для воплощения художественного замысла. Там, где творцу с мольбертом достаточно провести кистью, и он уже может мысленно подсчитывать возможную прибыль, мастеру по металлу надо хорошо помахать молотком и вдохнуть не один кубометр газа ацетиленовой горелки.
Художественную ценность работ, а главное — способность к неиссякаемой фантазии Виктора Михалева демонстрирует нескончаемая серия фигурок, изготовленных из обыкновенных гвоздей. Из этого невыразительного материала созданы изящные в своей лаконичности фигурки велосипедиста, музыканта и даже модели на подиуме. Сейчас Виктор Петрович делает из пары гвоздей узнаваемых футболистов — их у него уже не одна «команда». Есть у мастера и уникальные металлические шахматные фигурки.
Впрочем, пусть никто не обманывается кажущейся простотой изделий из гвоздей. Чтобы изготовить лишь одного «футболиста», нужно проделать минимум 12 операций. Трудно вообразить, сколько часов ушло на создание самовара-светильника из металлических кружев.
Надо иметь железное здоровье, чтобы заниматься таким искусством. И дело не только в физической силе. Напомним, что профессия газосварщика считается вредной из-за постоянного «общения» с ядовитыми газами.
Что движет донецким умельцем? Что угодно, только не деньги.
«Душа не лежит работать на заказ, — признался он. — Иной раз просят сделать что-нибудь уникальное, например подстаканник из гвоздей, обещают хорошо заплатить. Но я отказываюсь. А если соглашаюсь, то месяцами не могу приступить к работе. Когда уже откладывать некуда — берусь и делаю за один вечер. Гора падает с плеч».
Виктор Михалев не переносит простого и бездушного ремесленничества. Может быть, поэтому не любит делать копии своих работ.
Еще одно доказательство того, что мастером движет вдохновение, а не желание заработать, — его метод работы. Иной раз, когда он задумывает какую-то фигуру, сам металл в процессе подготовки подсказывает новую идею. В результате получается совершенно не то, что планировалось. Как правило, выходит намного интереснее.
Вне всякого сомнения, если бы у мастера была коммерческая жилка, он бы анодировал, хромировал или покрывал позолотой свои шедевры, чтобы повысить их стоимость. Но он этого принципиально не делает. Хотя человек вовсе не богатый.
Виктора Михалева постоянно приглашают на выставки в Россию, Испанию, Голландию, Бельгию, Францию. Но на все эти поездки нужны деньги. Если в Россию еще можно добраться без проблем, то для посещения других стран нужно открыть визу, уплатить таможенный сбор за перевозимые через кордон изделия и т.д. Все это мастеру не по карману.
По словам моего собеседника, на столичную выставку он приехал не за деньгами, а немного отдохнуть — ведь дома он работает по 10 — 12 часов ежедневно.
На гербе Донецкой области изображена пальма Мерцалова. Это железное дерево, выкованное из рельса, получило первый приз на Парижской международной промышленной выставке в 1900 г.
Но тем, что считалось совершенным сто лет назад, сегодня никого не удивить. В нашей стране уже несколько копий пальмы Мерцалова — одна установлена в Донецке, вторая — в киевском торговом центре «Глобус» на майдане Незалежности. Есть своя железная пальма во Львове.
Первую копию — донецкую — изготовил Сергей Федорович Кострук, работавший в кузнечном предприятии «Гефест». Сейчас эта компания тесно сотрудничает с умельцами по металлу, в том числе и с Виктором Михалевым. Специалисты из «Гефеста» неоднократно помогали проводить персональные выставки мастера в Донецком ботаническом саду. Да и многие изделия донецкого Левши родились из обрезков, отходов, высечек, одним словом — металлического лома кузнечного производства.
При содействии «Гефеста» и с помощью Виктора Бурдука — председателя Гильдии кузнецов Донбасса — в Донецком ботаническом появилась Аллея вдохновения с коваными железными фигурами. Как рассказал Михалев, на изготовление одной фигуры уходит неделя, а то и две. Всего же понадобилось 4 месяца, чтобы создать аллею.
Кроме работ Виктора Петровича, ее украшают изделия мастеров из Крыма, Сум, Краматорска и других уголков страны. Разместились тут и 4 железные подставки для живых цветов.
Экспозицию предполагается ежегодно пополнять новыми фигурами. Появятся скамьи, беседки, светильники. Разумеется, все это будет изготовлено из кованого и художественно обработанного металла.
Впрочем, металл — не основной материал, из которого создана аллея. Все-таки здесь вложено больше души, чем углеродистого железа.

“Еженедельник 2000”, Александр Прохоров. 06.03.2012

Добавить комментарий