Пальма Мерцалова: Факты известные и не очень

Пальма Мерцалова

На днях в кулуарах кузнечного фестиваля возник разговор о Пальме Мерцалова. Несмотря на то, что об этом чудесном образце кузнечного мастерства писалось многократно, оказалось, что многим не известны интересные факты о “железном дереве”. “Сайт о металле” откликнулся на прозвучавшее пожелание: “Вот бы где-то подробно почитать!” и, не претендуя на совершенно полное изложение фактов, постарается максимально подробно рассказать о самой пальме и ее авторах.

Пальма Мерцалова

Пальма, изготовленная из стали в конце XIX века кузнецом Алексеем Ивановичем Мерцаловым с помощником-молотобойцем Филиппом Фёдоровичем Шкариным, достаточно широко известна как Пальма Мерцалова.

Высота пальмы составляет 3 метра 53 сантиметра. На верхушке пальмы расположен венчик, а вокруг ствола десять листьев. Листья пружинят, хотя они выкованы из стали и составляют единое целое со стволом. Для пальмы также выкована кадка, которая состоит из четырёх укреплённых рельсовых стоек, вокруг которых уложены двадцать три металлических кольца разного сечения.

Количество колец соответствовало возрасту завода — 23 года. Пальма весит 325 килограммов, а кадка — 200. В качестве исходного материала для изготовления пальмы в рекламных целях, как основной продукт «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств», был выбран рельс. Пальма была изготовлена в конце 1895 года. Считают, что на ее создание у Мерцалова ушло три недели.
Пальма Мерцалова в музее Санкт-Петербургского горного университетаПальма Мерцалова хранится в музее Санкт-Петербургского горного университета. Некоторые источники утверждают, что работа отмечена премией Гран-при на Парижской Международной промышленной выставке 1900 года, однако, ряд краеведов специально изучавших этот вопрос, авторитетно заявляют, что ничего не знают о документах, которые могли бы подтвердить данный факт.

Впрочем, само название Пальма Мерцалова в 1900 году звучать не могло. Завод принадлежал промышленнику Джону Юзу (точнее – его наследникам, так как первый владелец завода ушел из жизни в 1889 году), и пальму как и завод называли Юзовской. Из такого названия даже появилась легенда, что хозяин завода задумал и воплотил эту работу сам. Возможно Джон Юз и не чурался ручной работы, однако любой кузнец понимает какое количество времени он должен был бы проработать в кузнице, чтоб выполнить работу такого уровня. Так что валлийскому промышленнику или его преемникам, что наиболее вероятно (исходя из разницы в датах создания пальмы и смерти Джона Юза), могла в лучшем случае принадлежать идея, что само по себе не мало.

Собственно и сам город, нынешний Донецк, носил название Юзовка, так что название для пальмы “выросшей” здесь вполне соответствовало.

Авторство было установлено благодаря стараниям выпускника Горного института, бывшего инженера Сталинского (Юзовского, в конечном итоге – Донецкого) металлургического завода Константина Яковлевича Захаренкова. Именно он начал расспрашивать старых рабочих о том кто же именно сделал выдающуюся работу. Вот тогда и были восстановлены имена Алексея Мерцалова и Филиппа Шкарина. А пальму иногда стали называть “мерцаловской”.

Алексей Иванович Мерцалов
Алексей Иванович Мерцалов. Рисунок донецкого художника А. Василенко с фото 1913 г.

Алексей Иванович Мерцалов

Алексей Мерцалов родился в 1856 году (некоторые источники указывают 1853 год).
В 1878 году начал работать на Юзовском заводе.

Известность Алексея Мерцалова связана с изготовленной им в 1895 году, вместе с молотобойцем Филиппом Шкариным, знаменитой пальмы из стального рельса.

Пальма была изготовлена специально для Нижегородской выставке для демонстрации качества выпускаемой Юзовским заводом продукции.

Алексей Иванович Мерцалов ушел из жизни 1 августа 1935 года (некоторые источники указывают 1931 год).

Молотобоец Филипп Шкарин

Филипп Федотович Шкарин – кузнец, мастер кузнечного цеха на Донецком (Юзовском) металлургическом заводе. Начал работать на Юзовском металлургическом заводе в 1895 году в возрасте семнадцати лет. Филипп Шкарин принимал участие в работе над знаменитой Юзовской пальмой (Пальмой Мерцалова) в качестве подручного-молотобойца у кузнеца Алексея Мерцалова.

Филипп Шкарин родился 21 января 1879 года.

В 1897 году Филипп Шкарин был переведён в кузнецы.

Работал мастером в кузнечном цехе ДМЗ до 1950-х годов.

Краткие истории о кузнечном шедевре

О том, как “прижилось” в Донбассе нетипичное для флоры региона растение и как возникло идея создания пальмы из рельса, существуют несколько версий. Начнем с официальной.

В 1895 году Донецкий завод Джона Юза (в последствии – ДМЗ) готовился к Нижегородской выставке, на которую свозили умельцы свои достижения со всей России. Успех представленных но такой выставке работ, как правило, гарантировал заказы предприятию на долгие годы, так что было ради чего удивлять посетителей. В цехах металлургического завода, проработавшего к тому времени около четверти века, ковали, лили, гнули металл.

В 1900 году пальма, выкованная из рельсовой стали, была представлена на Международной промышленной выставке в Париже, где экспонат поразил искушенную французскую публику.

Неофициальная, романтическая версия гласит, что идея создания пальмы родилось в кабаке гостиницы “Великобритания”, где кузнец Мерцалов отдыхал с немецким коллегой. Они поспорили, кто из них лучше владеет молотом. В холле заведения стояла пальма, она и стала предметом спора, который Алексей Мерцалов выиграл, превратив рельс в произведение искусства. И пальма, в подтверждение мастерства донецкого умельца, в последствии получила высшую награду на Нижегородской выставке в 1896 году, а затем — Гран-При выставки в Париже (1900).

В другом варианте – Джон Юз поручил Алексею Мерцалову сделать нечто, что удивило бы всех. Версия красивая, но совершенно пренебрегает тем фактом, что основатель завода умер за шесть лет до года создания пальмы.

Третья популярная версия гласит, что мастер искал идею для воплощения, и обратил внимание на изящное тропическое дерево, украшавшее кабак “Великобритания” (или какой-то другой, название которого не сохранилось). Одни утверждают, что оно стояло недалеко от столика, за которым отдыхал рабочий, другие же уверены, что он увидел его через окно ресторана, денег же посещать такие заведения у рабочего быть не могло.

Вот как писал об уникальной работе донецкого умельца харьковский журнал «Горнозаводской листок»:

«Пальма сделана из одного рельса. Ее ствол несет но себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота подлинного художественного изделия — З м 530 мм. Молот и зубило — вот единственные инструменты, которыми пользовались кузнецы».

В другой газете того времени встречается такая оценка:

«Пальма поражает зрителей высотой, стройностью, удивительным изяществом. Ее темные, рассеченные листья, веером расходящиеся от ствола, были ток легки, о тонкий шершавый ствол так гибок, что вначале было трудно поверить, что это не живое растение, вывезенное с кавказского побережья, а тончайшее произведение искусства. Всем хотелось потрогать ее руками.»

С легкой руки журналистов, которые сообщали, что “пальма сделана из одного рельса”, а “молот и зубило – единственные инструменты” появились легенды, которые бытуют и до сих пор. Впрочем, эта уникальная художественная работа достойна того, чтоб о ней слагались легенды.

Почтовый блок посвященный 120-летию Пальмы Мерцалова
Блок почтовых марок посвященный 120-летию Пальмы Мерцалова

Возрождение легенды

Пальма, выкованная из рельса, не случайно привлекло внимание геральдистов, разрабатывающих герб области. Пальма издревле считается общечеловеческим символом первенства и успеха. К тому же традиция отмечать победителей пальмовой веткой существует со времен Древней Греции. Орден «Пальмовая ветвь» — официальная награда Франции, «Золотую пальмовую ветвь» вручают на Каннском кинофестивале.

В конце XX века этот символ успеха, воплощение которого чуть было не кануло в лету, стал подтверждением того факта, что для Донбасса нет ничего невозможного, и, даже из металла здесь могут “вырасти” пальмы. Стоит заметить, что о пальме Мерцалова к этому времени мало кто знал, так как после возвращения ее из Парижа она была отправлена в Горно-геологический институт Санкт-Петербурга, где она хранится и ныне. При этом, якобы один из листов отломался при доставке и закреплен на заклепках. На самом деле, лист не отламывался. Его отрезали для того, чтобы внести изделие в помещение. Так как само здание музея представляет архитектурную ценность, то ломать стены не стали. Решили отрезать лист, который был приварен уже внутри. Этот факт зафиксирован соответствующим актом, который также хранится в музее.

Позднее, после установления ее исторической ценности, предпринимались попытки вернуть раритет на родину, но они не увенчались успехом. Так что донецким кузнецам предстояло сделать копию работы соотечественника.

В августе 1998 года кузнецы предприятия “Гефест” изготовили “пальмы” по мотивам работы Алексея Мерцалова. Две небольшие “копии” были подарены мэрам Донецка и Бохума, у которых как раз состоялась встреча по случаю 10-летия с момента как два города стали побратимами.

Позднее для донецкого кузнеца Сергея Каспрука воссоздание шедевра вековой давности стало важнейшей имиджевой работой. Желание сотворить из промышленного металла нечто изящное родилось у Сергея Каспрука еще со времени учебы кузнечному делу. Поэтому предоставленная возможность выковать точную копию пальмы Мерцалова пришлась по душе.

Чтобы приблизиться к раритету, и заготовку подыскивали соответствующую. На шахте «Лидиевская» нашлись рельсы с маркировкой Ю.В.Ж.Д. 1901 г., которые и были впоследствии использованы в качестве исходного материала. Ни о каких секретах Мерцалова не было известно, так что Сергею Каспруку пришлось изобретать свои приемы, которые несколько отличались от приемов предшественника.

Три с половиной месяца потратил Сергей Каспрук вместе с сыном Олегом и товарищами по ремеслу на изготовление пальмы из рельса. По имеющимся данным, Мерцалов, которому помогали множество рабочих завода, выковал пальму за три недели.

Копия «Пальмы Мерцалова», которую принято называть “точной”, не смотря на то, что она на несколько сантиметров выше оригинала, была установлена в Донецке на площади возле выставочного центра «Экспо-Донбасс» 12 сентября 1999 года.

Образ «Пальмы Мерцалова» по инициативе Донецкого областного фонда «Золотой Скиф» был принят как символ возрождения Украины — независимого и мощного промышленного государства. Существовал проект по установлению копий (в данном контексте слово “копия” не следует понимать буквально) «Пальмы Мерцалова» в столицах ведущих государств мира. Работа велась более чем по 70 странам мира.

Аквалангисты установили копию «Пальмы Мерцалова» под водой у мыса Тарханкут в Крыму.

17 августа 1999 года по итогам конкурса на сессии донецкого облсовета был утверждён герб Донецкой области, включающий в себя пальму Мерцалова как основной символ.

В 2001 году копия «Пальмы Мерцалова» установлена в Киеве, на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Планировалось, что памятник будет установлен на Площади Независимости, но пальма была перенесена в торговый центр «Глобус». Киев в ответ подарил Донецку статую архистратига Михаила.

В сентябре 2001 года в рамках «Дней Донбасса» в Москве на Манежной площади (ТЦ «Охотный ряд») была установлена копия «Пальмы Мерцалова». Москва в ответ подарила Донецку копию Царь-пушки.

В декабре 2002 года копия «Пальмы Мерцалова» была подарена Оттаве.

10 апреля 2003 года копия «Пальмы Мерцалова» была установлена в Ганновере. Место установки — центральный холл выставочного комплекса Ганновера.

Во Львове копия «Пальмы Мерцалова» установлена в мае 2003 года на привокзальной площади.

В 2004 году копию пальмы установили в аэропорту «Борисполь», планировалось, что её затем перенесут в один из авиасалонов в Ле Бурже.

В период с 2001 по 2004 год донбасские альпинисты в рамках проекта водрузили копии Пальмы Мерцалова на 7 высочайших вершин мира — Эльбрус, Аконкагуа, Мак-Кинли, Килиманджаро, Эверест, Вильгельм, Винсон. Поднимаемые альпинистами реплики имеют длину полметра и массу – три килограмма.

Аквалангисты установили копию Пальмы Мерцалова под водой у мыса Тарханкут в Крыму.

В рамках празднования 75-летия Донецкой области летом 2007 года в Донецке была установлена ещё одна версия пальмы Мерцалова. Она расположена на бульваре Пушкина у здания Донецкой облгосадминистрации. Пальма выкована из дамасской стали и стоит между двумя чашами фонтанов.

По проекту заслуженного деятеля искусств Украины Виктора Бурдука на его кузнечном предприятии “Гефест” была выполнена “разборная” пальма. Изделие предназначалось для подарка городу Ульяновску, было привезено Виктором Ивановичем в разобранном состоянии и уже в Ульяновске собрано с помощью традиционных кузнечных соединений. В настоящий момент эта уникальная пальма находится в частной коллекции.

В 2016 году Почта Донбасса выпустила блок почтовых марок посвященный 120-летию Пальмы Мерцалова. Проект марки был подготовлен еще в юбилейный 2015 год, однако по различным причинам выпуск был отложен.

В честь 125-летия Пальмы Мерцалова Гильдия кузнецов Донбасса провозгласила 2020 год – Годом Пальмы Мерцалова. По идее и под руководством Виктора Бурдука была создана и презентована 19 сентября творческая композиция Пальма. Ствол и листья кованного древа имеют степени свободы, что позволяет им двигаться  под воздействием ветра или приложения силы к специальному противовесу.Донецкая Пальма

Легенды и факты

Долгое время в прессе активно поддерживалось утверждение, что Пальма Мерцалова изготовлена без сварки и соединений из целого куска рельса. В 2012 году донецкие кузнецы задались вопросом подтверждения или опровержения этого мнения, так как их опыт подсказывал, что выполнение цельнокованой работы в данном случае как нецелесообразно, так и невозможно. Для поиска ответа на вопрос донецкие мастера обратились к российским коллегам, которым также небезразлична оказалась загадка Пальмы Мерцалова. Гильдия кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга организовала 16 мая 2014 года проведение экспертизы, при участии большого количества специалистов. По ряду признаков эксперты определили, что изготовление Пальмы из цельного куска рельса не возможно, а изделие было выполнено с применением кузнечной (горновой) сварки.

Вот два документа, которые фиксируют факт проведения экспертизы и ее выводов:

Пространство для загадки есть всегда

Существует мнение донецких краеведов, в частности Владимира Мартыненко, который поднял множество документов связанных с Пальмой и ее изготовителями, что в Париж отправляли не оригинальную пальму, а ее творческую копию. Причем, эту копию делали не Мерцалов со Шкариным, а какие-то иные мастера. Разумеется, такой факт исключать нельзя. Однако предположения краеведов строятся на различных изображениях опубликованных в те годы, а главным аргументом являются сличение достаточно мелких деталей. При этом, похоже, донецкие краеведы не придали должного значения тому, что некоторые детали могут быть зафиксированы не во всех ракурсах, а кроме того возможности высокой печати, которая использовалась в те годы крайне ограничены в области фото.

Факт же того, что заводчане прекрасно понят о “пальме для Нижегородской ярмарке” и ничего о “парижской пальме” – на самом деле ничего не доказывает, разве что кроме того, что в те годы не было Интернет. А императорский двор не посчитал важным проинформировать обычных рабочих периферийного завода о своих планах по участию в выставке столетия.

Но как бы там ни было, практически ни кем не изучен вопрос – а где собственно находилась Юзовская пальма в период с 1896 по 1900 год? Возвращалась ли она в Юзовку из Нижнего Новгорода? Когда и как именно Пальма попала в поле зрения высших лиц Российской империи?

Так что для любителей разгадывать загадки Пальма Мерцалова по прежнему отбрасывает интригующую тень.

Евгений Лавриненко (СМ)

Добавить комментарий