Если премии раздают, значит это кому-то нужно

Композиция "Саур-Могила". А.Бондаренко

В середине июля в Донецке состоялась выставка-конкурс “Город мастеров”, приуроченная к Дню металлургов. Событие происходило на территории Центра славянской культуры 18 июля. Впрочем, если вы слышите о нем впервые, то много не потеряли, а я совершенно не удивлен. По большому счету, единственное чем мероприятие привлекло мое внимание – это призовой фонд, который составлял свыше миллиона рублей, что является внушительной суммой даже по меркам Российской Федерации, не то что Донецкой народной республики, переживающей явно не лучшие времена.

Немного цифр и фактов

Первым делом объясню свое искреннее удивление размером призового фонда, ибо люди, которые далеки от тематики ничего странного могут не заметить.

Так вот, на Всероссийском чемпионате по художественной ковке (Челябинск, 2016), победителями которого, кстати, стали мастера из Донбасса, призовой фонд составил всего 200 тысяч рублей. При этом в мероприятии участвовало свыше семидесяти мастеров, представивших около сорока городов из трех десятков регионов. А событие посетили десятки тысяч людей.

Читая на просторах Интернет добросовестно опубликованную информацию о пошедшей выставке, нахожу, что при призовом фонде “свыше 1,1 млн рублей” участие приняли 38 мастеров. То есть, если деньги поделить просто поровну, то на душу участника будет приходиться около тридцати тысяч, что совсем не мало по нынешним временам для нашего многострадального региона. Но что ж это за конкурс, на котором призовой фонд делят? Это просто какая-то гуманитарная помощь. А тут выставка-конкурс…

Впрочем, выставка которая продолжается всего несколько часов и которую посетили кроме участников и организаторов – единицы, вызывает отдельные вопросы.

Выставки для зрителей – пережиток прошлого?

Возможно мои взгляды покажутся консервативными, но я привык к тому, что выставки начинаются вернисажем, на котором присутствуют специальные гости и пресса, существует возможность пообщаться с авторами. Ну, а на следующий день экспозицию могут посетить все желающие. Продолжительность выставки обычно измеряется не в часах, а в неделях и даже месяцах. Только такой режим работы позволяет приобщиться к культурным ценностям широким массам.

Но когда выставка начинается в первой половине буднего дня (в данном случае – четверга), а к обеденному перерыву уже заканчивается, то по своей сути она превращается собственно в вернисаж без самой выставки. Вероятно такой формат удобен для прессы, близкие участников придут, если постараются, а кому нужны эти зрители? И главное – для чего?

Давным давно известно – если в СМИ мероприятие отражено, значит состоялось, если нет, то и не было ничего. В данном случае, судя по публикациям, все прошло успешно! А по факту состоялось открытие выставки, а ее как таковой не было…

Подождите! Дойдем до конкурса!

А судьи кто?

Конкурс дело серьезное. Во всяком случае художники и мастера искушенные в этих вопросах относятся к таким мероприятиям именно так. Определенные моменты положения о конкурсе, организация судейства и другие нюансы могут стать очень важными критериями для принятия решения художником об участии или неучастии в конкурсе.

В выставке-конкурсе художественного металла (так, во всяком случае, позиционировался “Город мастеров”) судейство было организовано самым демократичным образом. Любой желающий мог подойти взять два номерка, соответствующих конкурсной работе и вбросить в одну из опечатанных урн для голосования. Конечно, люди сведущие в подобных вопросах начнут задавать вопросы: “А если за кого-то придет голосовать многочисленная группа родственников и знакомых?” “А что? голос случайного прохожего будет значить столько же, сколько и голос компетентного профессионала?” “А достаточна ли масса голосующих, чтоб результаты отражали объективную картину?”

Но организаторов явно эти вопросы не волновали. И вот для конкурса с солидным призовым фондом была применена схема подведения итогов, а-ля – приз зрительских симпатий, по которой обычно подводят итоги того, в чем “побеждает дружба”.

"Интервью" с "Железным человеком". А.БондаренкоНоминации и победители

Организаторы не поскупились на количество номинаций. Их было около десятка. Это может и хорошо, но когда речь идет о семидесяти заявленных работах, то призером должен быть каждый второй. А вот и нет!

Участники, работающие в этом направлении долгие годы, знающие всех и вся в своей сфере, оказались в полном недоумении, так как не поняли ни кто эти самые победители, ни какие работы заслужили награды.

Вообще, на конкурс были представлены слишком разные по уровню работы. Безусловно заслуживали внимания творчество Виктора Михалева, Андрея Бондаренко, но при этом преобладали изделия явно “новичкового” разлива и имеющие крайне отдаленное отношение искусству. А как выяснилось позднее, некоторые работы представленные на выставке были просто… куплены!

Так, например, кузнечное предприятие “Гефест”, которое в конкурсе не участвовало(!), обнаружило свои изделия, проданные не за долго до мероприятия, в фоторепортажах о событии.

Так может никому неизвестный победитель и  в кузницу ни разу не заходил, а проехал и прикупил готовое?!

Ведь Виктор Михалев не был удостоен премии, хотя его упоминают во многих публикациях о событии. Легко может сложиться впечатление, что он и есть один из победителей.

А вот и нет!!! Известные мастера, работы которых стоят в Парке кованых фигур, отмеченные многими регалиями не только не стали призерами, но и даже не знают коллег по цеху, у которых им, вероятно, следует перенимать опыт.

Впрочем, большинство серьезных мастеров в данном мероприятии просто не участвовали. Что наводит на размышления.

Более чем странно!

Наверное многие скажут: “Мероприятие, для птички. Чего это автор разволновался? Не видел такого что ли никогда?”

Видел, конечно. Видел много и разных: отличных, хороших, плохих и ужасных. Но в этом случае самым сложным для моего понимания является то, что такое мероприятие происходит в Донецке! В городе, кузнечная слава которого – более чем широка. В городе, где сегодня кузнецы еле сводят концы с концами, а подобные конкурсы только отнимают их мизерные остаточные ресурсы, в угоду совершенно некомпетентным действиям подобных организаторам, через которых проходят средства весьма достаточные для проведения действительно солидного мероприятия, способного оставить след в памяти людей, которым действительно необходимо соприкосновение с прекрасным.

Совершенно недопустимо, чтоб на фоне того, как одни, не имея реального финансирования, пытаются сохранить и по возможности приумножить культурные традиции Донецка (города металлургов и кузнецов, заслужившего признание и уважение международного профессионального сообщества), другие проводят крайне сомнительные по качеству и уровню акции, в которых ярко выглядит лишь одно – сумма призового фонда.

Евгений Лавриненко (СМ)
На фото: Композиция “Саур-Могила” (А.Бондаренко). Журналист решил взять “интервью” у “Железного человека” (А.Бондаренко). Обе работы заявлены на конкурс. Ни одна из них не удостоена денежной премии.

Добавить комментарий