Когда впервые под ударом молота прогнулся раскаленный металл, в то же мгновение перед человечеством пали завесы всех семи магических врат. Кто-то выбирал путь меча, другие — орала, но с тех пор в руках кузнеца оказались выкованные им ключи от богатства и счастья. На минувших выходных Ивано-Франковск посетили те, кто открывает ими еще и мир творчества и красоты. Можно сказать, настоящие сыны Гефеста и Афродиты.
Когда впервые под ударом молота прогнулся раскаленный металл, в то же мгновение перед человечеством пали завесы всех семи магических врат. Кто-то выбирал путь меча, другие — орала, но с тех пор в руках кузнеца оказались выкованные им ключи от богатства и счастья. На минувших выходных Ивано-Франковск посетили те, кто открывает ими еще и мир творчества и красоты. Можно сказать, настоящие сыны Гефеста и Афродиты.
Франковск праздновал День города и в пятый раз проводил Международный фестиваль кузнечного искусства «Праздник кузнецов», уверенно превращаясь в Мекку властителей огня и металла, посвятивших себя именно художественной ковке. На этот раз сюда пожаловали мастера из Венгрии, Финляндии, Австрии, Канады, Грузии, Узбекистана. Бельгиец Герв ван Хоут гнал на своем «харлее» через пол-Европы и потом все эти праздничные дни восторженно восклицал: «Я так счастлив, что сюда приехал! Встретил много давних друзей и еще больше новых! А какой город, какие люди, какая страна!»
Несколько дней площадь Шептицкого выглядела как большая кузница под открытым небом, где почти 300 кузнецов из 23 стран мира демонстрировали свое мастерство, обменивались профессиональными секретами, опытом и особенностями национальных кузнечных школ. Сицилийская делегация угощала всех неимоверно кислыми лимонами и колдовала над даром Ивано-Франковску — полутораметровой композицией, планируя положить ею начало дружеским связям между Прикарпатьем и Сицилией на уровне кузнечного ремесла. Глядя на работы художника-кузнеца экстра-класса россиянина Владимира Маркова, глазам не веришь, что из металла можно сделать нечто подобное. Признанный корифей кузнечества, руководитель голландской делегации Хуберт Сенсен, в свои 68 лет дающий фору молодым коллегам, проводил мастер-класс по технике ковки дамасской стали, которую когда-то усовершенствовал у известного мастера булата Юрия Саркисяна. А еще, как и в прошлом году, несколько дней преподавал теорию и практику кузнечного мастерства в одном из местных профтехучилищ и в Прикарпатском институте искусств, где с недавних пор готовят профессиональных кузнецов.
— Прекрасно, что молодежь стремится овладеть этим древним ремеслом и что сегодня есть где и у кого учиться, — говорит г-н Сенсен. — Я сам 14-летним пареньком начал работать помощником кузнеца в одной чудом сохранившейся старой сельской кузнице. Когда же надумал получить основательное профессиональное образование, с болью убедился, что таких учебных заведений почти не осталось. Кузнечество вымирало, и не только у нас. Поэтому решил посвятить ему свою жизнь. Много ездил по миру, перенимал все самое лучшее, учил других. Ваш фестиваль — настоящий праздник мирового кузнечного искусства и путь к его расцвету.
Однажды во всемирно известную мастерскую Хуберта Сенсена зашла невероятной красоты молодая негритянка и заявила, что желает быть кузнецом. Взяла Шартелла Сантьяго молот и с тех пор, многим на удивление, не выпускает его из рук, выковывая из металла красивые утонченные вещи. Во Франковске Шартелла стала любимицей фестиваля, с удовольствием со всеми фотографировалась, раздавала автографы, успевая между тем умело, с особой, недоступной мужчинам грациозностью ковать.
Были свои кузнечных дел мастерицы в делегации из Львова. Но женщина в кузнице — скорее эксклюзив. Это исключительно мужская профессия, невероятно тяжелая и физически изнурительная. По большому счету, в ней мало что изменилось с незапамятных времен. Один из организаторов фестиваля, председатель франковской ассоциации Всеукраинского союза кузнецов Михаил Клочко любезно показал журналистам, какой вид имеет современная кузница, которую он основал вместе со своим другом, известным мастером-кузнецом Михаилом Зарицким. Хотя она называется мастерская «Гефест» и размещена в просторном светлом помещении, в ней все те же печи с углями, где раскаляют металл докрасна, все тот же специфический запах и инвентарь, которым пользовались еще в седой древности, — наковальня, молот, великое множество всяких молотков, режущие сталь ножницы, щипцы, рукоятки. Все тот же адский жар от горна, металлический звон равномерных ударов до седьмого пота и кровавых мозолей.
В современных кузницах используют пневматические прессы и сварочные аппараты. Исключительно для удобства и ускорения процесса ковки, хотя сторонники сохранения аутентичности профессии этого не одобряют. Однако в общем механизировать труд кузнеца невозможно. В каждое изделие он вкладывал и будет вкладывать силу и умелость рук, творческое воображение и тепло своего сердца. Как никогда не повторяется естественный узор на дамасской стали, так каждая кованая вещь является уникальной и хранит индивидуальность своего создателя.
Франковск ориентируется именно на высококачественную художественную составляющую кузнечного мастерства. Поэтому сюда приезжают как кузнецы, уже признанные миром, чьи работы вошли в международные каталоги, украшают современные дворцы, музеи, городские парки и площади, так и те, кто только заявляют о себе на этом поприще, стремясь учиться умению у лучших мировых художников по металлу.
В этом смысле фестиваль в Ивано-Франковске вносит неоценимый вклад в отечественную культуру. Ведь если, скажем, прикладное кузнечное ремесло еще как-то теплилось по хуторам и селам, то художественное за советский период, особенно во времена тоталитаризма, было истреблено в Украине на корню. Исчезли мастера, целые школы, вековые традиции. Как заметил искусствовед Алексей Роготченко, сегодня орнаментальное кузнечное дело, словно феникс, возрождается из пепла, а лучше сказать — из раскаленного горна.
Владимир Дейнека, приехавший из Днепропетровска, едва ли не единственный из присутствующих на фестивале кузнецов-орнаменталистов имеет определенную семейную традицию. Его дед был уважаемым сельским кузнецом, так и умершим в кузнице в 105 лет. Из нынешних же художников по металлу почти никто не перенимал профессию от опытных мастеров. Учились своими силами, причем не юными, а поработав инженерами, музыкантами, учителями. Однако дипломант многих международных конкурсов, преподаватель знаменитой «Мухинки», известный и неповторимый художник-кузнец из Питера Владимир Сохоневич (кстати, бывший харьковчанин) высоко оценил работы ужгородца Сергея Тяско. На конференции-презентации участников фестиваля, проходившей в день его открытия, весь зал аплодировал дончанам, которые, как и франковцы, уверенно формируют свою школу художественного кузнечного мастерства. Между прочим, благодаря местным властям.
Мэр Донецка Александр Лукьянченко, бывший городской голова Ивано-Франковска Зиновий Шкутяк и нынешний — Виктор Анушкевичус, всячески содействуя развитию кузнечного дела, поддерживают его морально и материально. «Букет мастеров» — совместная работа 200 кузнецов из 17 стран мира, которые на франковском «Празднике кузнецов-2006» изготовили декоративные композиции из любимых кованых элементов и украсили ими спиральную колонну высотой 10 метров, — установлен на одной из центральных площадей столицы Донбасса, прекрасно гармонирует со знаменитым донецким Парком кованых фигур. К этой символической оси, протянувшейся с запада на восток, присоединяются Крым, Полтава, Киев, Львов.
На этот раз участники фестиваля ковали «Пасхальное солнце».
— Еще не определились, какому городу его отдадим, — говорит председатель Всеукраинского союза кузнецов Сергей Полуботько. — Но точно знаем, что его сияние будет согревать наше большое и дружеское кузнецкое братство.