Старинная русская игра «В свайку»: история и перспективы

Анатолий Большаков

«Самым малым деревенским ребятам известно, что без кольца играть в свайку
нельзя: нет никакой забавы и невозможно показать ловкости в руках и зоркого прицела
глазом. Умеет сковать свайку всякий деревенский кузнец: выберет троетесный гвоздь,
обколотит углы, обровняет их так, чтобы казалось толстым шилом, и наварит на толстый конец из обрезков железа толстую и тяжелую голову (чем она тяжелее, тем лучше). Свайка готова: и на потеху малых ребят, и на похвальбу верным глазом взрослых.»

С. В. Максимов «Крылатые слова.» Т. 1

Игра в свайку вероятно имеет достаточно древнее корни, которые следует искать среди состязаний для молодых охотников и воинов, которым необходимо было как можно быстрее освоить технику владения метательным оружием.

Изначально свайки представляли собой заостренную, иногда достаточно длинную, палку, напоминавшую копье-дротик, которую втыкали в землю. Кроме того, свайкой традиционно принято называть специальный инструмент в виде короткого заострённого стержня, который используется при развязывании тугих узлов и который в прошлом широко использовался моряками, рыбаками, пастухами и др.. Такая свайка изготавливалась из дерева, кости, рога или металла. Иногда морская свайка имела шаровидное навершие на конце, что уже напрямую роднило её с железной свайкой, которую использовали для игры.

Масса металлического игрового комплекта для игры в свайку могла составлять от 500 грамм до 8 килограммов. В.И.Даль в своём словаре упоминает поговорку: «Перековал лемех на свайку», что буквально означает угробить нечто ценное ради безделицы. И действительно, в старину железо было весьма дорогим материалом, а потому изготовление железных игрушек такого веса, тем паче в простонародной среде, стало возможным лишь с началом стремительного развития в стране металлургии и появления большого количества железоделательных и чугунолитейных заводов. Поэтому логично было бы предположить, что до XVIII века размеры игровых сваек были куда скромнее, да и позволить себе подобную «игрушку» могли далеко не все.

Среди исторических источников, которые содержат сведения об игре в свайку, наиболее ранним является так называемое «Угличское дело» об обстоятельствах гибели царевича Дмитрия. Далее следуют записки чешского дипломата Бернгарда Таннера, посетившего Россию в 1678 году, который сделал описание правил игры и зарисовки игровой свайки. Сохранились свидетельства, что в период правления Петра I в навигацкой школе, наряду с занятиями фехтованием, стрельбой и другими дисциплинами гардемарины так же играли в народные игры, в том числе и в свайку.

К концу XVIII – середине XIX вв. свайка становится одной из самых популярных игр в России, в которую играли все, от мала до велика. Эта «игра ямщиков и лавочников» пользовалась популярностью даже среди представителей императорской фамилии, не говоря уже о знати. В неё играли генералиссимус Александр Суворов, поэт Александр Пушкин, певец Фёдор Шаляпин, императоры Павел I и Николай I. До наших дней дошло множество иллюстраций игры в свайку: рисунки, гравюры, а также знаменитая скульптура работы Александра Логановского «Юноша, играющий в свайку». Кстати, в своё время этой скульптуре посвятил свои строки А. С. Пушкин.

* * *

Так как же было принято играть в свайку? Сохранилось множество различных вариантов правил игры, в наиболее простом из которых требовалось вогнать свайку острым концом в
землю оговоренное число раз, попав при этом в металлическое кольцо. При этом проигравшему выпадало доставать и подавать всем остальным игрокам «редьку» – свайку, глубоко засевшую в земле после сильного броска.

Анатолий БольшаковВ чем была причины популярности этой игры? Еще в период правления Екатерины II историки и этнографы того времени занялись плотной систематизацией и сбором материалов об истории, национальной культуре и традициях русского народа. Результаты этой работы впоследствии были опубликованы в виде отдельных изданий, которые не могли пройти мимо просвещённой публики. Особый интерес к этой теме вспыхнул с новой силой на волне патриотизма после победы в войне 1812 года. В описаниях русских народных игр свайка была отнесена к разряду полезных игр и включена во многие игровые сборники XIX века. Благодаря этому в гимназиях, лицеях и семинариях учащиеся играли в свайку для развития ловкости, силы и глазомера. Нередко в свайку играли и на деньги. В словаре Даля сохранилась пословица на этот счет: «Есть деньги – в свайку, нет денег – в схиму». В эпоху Екатерины II, после введения запрета на азартные игры на деньги, в которых выигрыш был основан исключительно на везении, свайка вместе с другими играми, где победа зависела от ловкости и силы, не попала под этот запрет и потому не утратила своей популярности. Особенно игра прижилась в армии, где на изготовление свайки нередко пускали пушечные ядра. Неоднократно в личных дневниках офицеров, дворян и в литературных произведениях того времени упоминается о том, что в армейских лагерях офицеры и солдаты во время отдыха играли в свайку. Игра позволяла в полной мере продемонстрировать свою удаль и силу удара: ведь бросая свайку, игрок совершал движение, напоминающее удар кулаком или оружием. Учитывая, что вес игровой свайки для взрослых составлял от 2 до 8 килограммов, а игра могла продолжаться более часа, становится ясно, что игра эта по сути представляла собой отличную силовую гимнастику сродни упражнениям с гантелями. Также отмечалось, что в армии в свайку нередко играли для того, чтобы согреться прохладными вечерами.

Не отставали от дворян и военных и люди более низших сословий. Крестьяне и ремесленники упражнялись со свайкой с детства. Игра развивала силу рук, верный глаз, точные движения и меткий удар. Эти навыки помогали в освоении многих профессий, например, плотника и кузнеца. Ямщики играли в свайку, чтобы весело скоротать время и согреться. Кроме того, свайка при необходимости могла быть пущена в ход в качестве оружия против лихих людей.

Находили эту игру весьма полезной и иностранные путешественники, посещавшие Россию в XVII-XIX вв. Описания игры в свайку были включены в сборники игр для юношества в Англии и Германии, изданные в конце XIX – начале XX вв.

В последней трети XIX века игра начала терять популярность. Причин тому было несколько. В ряде учебных заведений свайку запретили после несчастных случаев и увечий, причинённых по неосторожности во время игры. Правила игры были подчас довольно жёсткими, а то и просто невыполнимыми для более слабых игроков. Так, к примеру, по некоторым правилам, проигравший, удерживая у себя на плечах победителя, должен был при этом вынимать из земли глубоко засевшую свайку; свайку, полностью ушедшую в землю,
следовало достать одними пальцами; иногда играли небольшой свайкой, которую втыкали в
деревянную доску, из которой проигравший должен был вытащить её зубами.

Подобные недоработки в существующих правилах игры для использования в гимназиях и лицеях не раз отмечалась педагогами.

В связи с участившимися выступлениями и народными волнениями в крестьянской и рабочей среде в 70-х-90-х гг. XIX века, началось введение различных запретов на народные гуляния и игры. Для проведения любых массовых мероприятий требовалось заранее согласовывать место и время. В итоге стихийные народные гуляния, во время которых проходили различные народные игры и состязания, начали активно заменять организованными ярмарками с цирком, аттракционами и кукольными театрами. Из-за падения популярности свайки раздобыть инвентарь для игры становилось всё труднее, и свайку вытеснила игра в ножички, поскольку купить нож было гораздо проще. Одновременно свайка исчезла и в аристократической среде, где ей на смену пришли новые европейские игры: крокет, бильярд, бадминтон и другие.

Новый всплеск интереса к свайке обозначился было в начале XX века, когда различные спортивные общества начали разбивать в парках площадки для народных игр, в том числе для игры в свайку, где профессионалы демонстрировали навыки этой игры всем желающим. Но вернуть былую популярность уже не удалось.

После событий Октябрьской революции и гражданской войны, национальные игры постепенно были преданы забвению. Их не рекомендовали для развлечений как «опасные для здоровья», «азартные» и «идеологически чуждые», а на смену им повсеместно внедрялись физкультура и спорт.

Возрождение игры в свайку началось в 70-х-80-х гг. XX века силами отдельных энтузиастов, и эта работа не прекращается и по сей день. В настоящее время, как и 200 лет назад, для детей и взрослых устраиваются специальные игровые площадки, игру пытаются популяризировать, и вновь организаторы сталкиваются с традиционными проблемами, вроде сложности приобретения инвентаря и отсутствия продуманного свода правил игры. Тем не менее возрождать эту игру необходимо. Благотворное влияние свайки на играющих в неё бесспорно: игра укрепляет физическое здоровье, формирует морально-волевые качества, эффективно развивает силу рук и глазомер. Она учит развиваться и достигать поставленных задач, постепенное усложнение правил формирует правильное психологическое отношение к возрастающим нагрузкам, позволяет поверить в свои силы, осмысливать причины неудач и уверенно двигается к намеченной цели.

Анатолий Большаков

Добавить комментарий