Золочение

Золото

Не всё то золото, что блестит, поскольку часто это всего лишь видимый итог золочения – нанесения золота на подготовленную поверхность дерева, металла, стекла или керамики.

Золото очаровывало человечество с самого начала своего существования. Его декоративный блеск на солнце никогда не тускнеет, металл обладает устойчивостью ко всем кислотам (кроме царской водки); кажется, что золото бросает вызов и человеку, и времени. Исключительные качества этого металла в сочетании с удивительной пластичностью ему обеспечивают почетное место в иерархии металлов.

Сегодня в хозяйственных магазинах продаются многочисленные кремы и пасты для золочения в домашних условиях и художественной реставрации рам, зеркал, каминных полок. Однако по сути это всего лишь металлические порошки из меди, бронзы, алюминия или латуни, которые примешиваются к жидкостям, а потом наносятся на поверхность изделия.

Техника золочения

Позолота – это не только нанесение золота на дерево, металл, стекло или керамику. Это работает и как вид получения покрытия из меди или другого нержавеющего металла, например, слоя серебра, покрытого жёлтым лаком.

Для обработки поверхности металлических предметов в условиях мастерской используются следующие методы:

  • Ртутью.
  • Гальванический.
  • Химический, с помощью специальных паст.
  • Трением/втиранием.
  • В вакууме.
  • Лаком.

При золочении ртутью изделие покрывают амальгамой (смесью ртути и расплавленного золота), а затем нагревают до полного испарения ртути. После охлаждения металлическую поверхность полируют до тех пор, пока не удаётся вернуть требуемую степень блеска. Для подчёркивания форм вещей, образующих монохромный золотой оттенок, также применяется полировка.

Данный способ чрезвычайно опасен для здоровья, поэтому такое золочение в домашних условиях своими руками можно выполнять только на свой страх и риск.

Электролитическое золочение

Во второй половине XIX века была разработана технология золочения электролитическим напылением. Этот процесс более экономичен, поэтому количество используемого золота может быть минимальным. Метод обычно используется для покрытия ювелирных украшений, например, колец, сантехники (краны, смесители) или комплектов «позолоченной» бронзовой мебели.

Подлежащее обработке изделие прикрепляют к отрицательной клемме и помещают в ёмкость, наполненную раствором для золочения – электролитом. Золото подключается к положительной клемме и также погружается в резервуар. При прохождении электрического тока происходит осаждение золота на бронзу. Слой после такого электрохимического золочения приобретает красноватый цвет и является более однородной, чем при золочении с использованием ртути. Метод характеризуется отличным соотношением «цена – качество», поэтому реализуется в промышленных масштабах. Качество позолоты почти полностью зависит от количества нанесенного золота, а толщина слоя, зависимости от характера объекта, может составлять от 5 до 15 мкм.

Золочение специальными пастами

Три предыдущих процесса, пригодных для того, чтобы позолотить предметы, нельзя использовать для больших неподвижных объектов, таких как купола или перила. Используемый металл имеет форму листов от 7 до 9 см2, толщиной 4-10 мкм, склеенных с использованием льняного масла, высушенного при 150 °C в присутствии растворов солей марганца или свинца. Обработка в таком растворе производится только после предварительной очистки.

При контакте с воздухом масло окисляется и через 3, 6, 12 или 24 часа (в зависимости от того, как оно было приготовлено) становится вязким и слегка липким. Этот популярный процесс даёт наилучший результат с точки блеска, но прилипание на тонких фрагментах делает их хрупкими. Поэтому золочение пастами используют для архитектурных предметов, которые не подвержены ударам или царапинам.

Золочение трением и в вакууме

Суть этого метода, самого древнего из всех технологий золочения, состоит в том, чтобы тщательно притереть золотой самородок к раскалённому металлу основы. Нанесенный на поверхность слой имеет неодинаковую, но вполне удовлетворительную толщину.

Наоборот, золочение в вакууме является наиболее современным методом, который используется, в частности, для нанесения золота на козырьки космонавтов или пожарных, чтобы отражать солнечные лучи и тепло. Толщина нанесенной таким способом позолоты составляет менее одного микрона. Метод трения применялся также для покрытия твердого и пористого камня.

Золочение лаком и пастами

Обычно используется жёлтый лак, который наносят на нагретую оловянную посуду. Первоначальный эффект может быть весьма впечатляющим, однако долговечность покрытия весьма низкая: лак трескается, а металл окисляется.

Чаще всего для золочения стеклянных или керамических изделий используется технология плавления. Сусальное золото помещается на стекло или керамику, а температура повышается хоть и ниже точки плавления, но достаточно высоко, чтобы расплавить прилипшее к поверхности золото.

Обработка специальными пастами – процесс, доступный для проведения в домашних условиях. Применяется для стекла, а также каменных или мраморных предметов. Материал наносится в виде сусального золота с использованием пасты, при этом возможная пористость основы убирается при помощи шеллак-лака.

Процесс изготовления пасты (приготовляется из высушенного льняного масла) проще и быстрее, чем все предыдущие варианты. Однако, этот экономически выгодный метод не даёт тех же преимуществ – наличия матового и блестящего контраста, как остальные технологии, поскольку масляная плёнка немного сглаживает объёмы.

С 1970-х годов используют растворы паст на водной основе (эмульсия виниловой смолы в воде). При золочении таким способом получается более толстая плёнка, что неудобно, т.к. воспроизводимость контура объекта ухудшается. Зато конечный результат золочения доступен уже через 2-3 часа после обработки.

Работа по дереву

Дерево – один из самых древних органических материалов, который больше всего реагирует на изменения гигроскопичности: он увеличивается в объёме, когда окружающий воздух становится влажным, и уменьшается, когда воздух становится сухим. Кроме того, на способность деревянной лепнины к золочению сильно влияет степень волокнистости древесины.

Сусальное золото, нанесенное непосредственно на дерево, подчеркивает его текстуру, а это только усиливает восприятие объёма и противодействует желаемому эффекту, заключающемуся в имитации чистого золота.

Поэтому в древние времена между деревом и сусальным золотом наносили промежуточный слой, маскируя особенности поверхности и уменьшая вариации размеров из-за влажности. Этот буферный слой содержал:

  • минерал (мелко измельченный известняк);
  • связующее вещество (животный клей);
  • растворитель (воду).

Слой грунтовки наносится при температуре 60 °C в несколько приёмов толщиной от 10 до 12 мкм. Затем поверхность сглаживается и покрывается двумя базовыми слоями каолинитовой глины в тех областях. которые впоследствии необходимо полировать. Каолинитовая глина сжимается под давлением агатового камня, в результате чего сусальное золото становится гладким и блестящим, как поверхность зеркала.

Сусальное золото может наноситься на основу с использованием воды, которая в данном случае представляет собой своего рода клей. После такой обработки поверхность становится слегка матовой. Клей проходит через пористые листы и прилипает к покрытию. Такое золото лучше сопротивляется износу, а интенсивный блеск получается при продолжительном натирании камня агатом.

metalworkind.com

Добавить комментарий