Императорские пасхальные яйца Фаберже

Петер Карл Фаберже

Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с искусством декоративного пасхального яйца. По известным причинам декоративные яйца фирмы Фаберже до недавнего времени были более известны за пределами России. Всего известно о создании 71 пасхального яйца. Мастерскими Фаберже было сделано 54 пасхальных яйца для императора Александра III и императора Николая II. Александр III в 1885-1894 годах преподнес своей жене 10 пасхальных яиц. Николай II в 1894-1917 годах заказал 44 пасхальных яйца для подарков своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, и жене Александре Федоровне.

Семь пасхальных яиц было создано для Л.Ф.Кельха, владельца нескольких золотых рудников в Сибири. Для князя Ф.Ф.Юсупова и герцогини Мальборо также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки, часто содержащие различные сюрпризы. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи.

Первое пасхальное яйцо 1885 года было выполнено мастером Михаилом Перхиным. В 1886 году дцатишестилетний петрозаводчанин стал главным мастером фирмы Фаберже. До 1903 года (года смерти Перхина) инициалы мастера ставились на всех яйцах-сюрпризах фирмы Фаберже, сделанных для императоров Александра III и Николая II. Первое яйцо, выполненное Перхиным, состояло из оболочки-скорлупы, покрытой матовой белой эмалью, внутри которой находился желток, выполненный из матового золота, содержащий курочку из разноцветного золота с рубиновыми глазами. Внутри нее – золотая корона, унизанная жемчугом. А в короне – золотое кольцо, позже заменённое по просьбе царя на кулон.

Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже. «Ваше Величество будет довольно» – такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца. Фаберже никогда не делал точных копий. На всех его работах лежит печать неповторимого индивидуального почерка, навечно оставшегося в истории мирового искусства.

Список пасхальных яиц Фаберже

1885 год

Курочка
Яйцо «Курочка», 1885 год

Ювелирное яйцо, ставшее первым в серии из 54 императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Петера Карла Фаберже для российской императорской семьи. Оно было создано по заказу императора Александра III. Яйцо настолько сильно понравилось императору и императрице, что Александр III сделал традицией заказ яиц Фаберже для своей супруги каждую Пасху.

1886 год

Курочка с сапфировым кулоном

Курица из золота и бриллиантов, вынимающая из лукошка сапфировое яйцо. Одно из яиц Фаберже, считающихся утерянным.

Ляпис-лазурное яйцо

Первый владелец не известен. Повтор яйца типа «Курочка». Внутри сюрприз: миниатюрная императорская корона и подвеска в виде рубинового яйца.

1887 год

Золотое яйцо с часами

Четырнадцатикаратные золотые часы от Vacheron Constantin, выполненные в рублёном корпусе в виде яйца с семьюдесятью пятью бриллиантами. Оно располагается на изысканной восемнадцатикаратной трёхцветной золотой подставке округлой формы и украшенной волнообразным узором. До 2012 года считалось одним из восьми утерянных яиц.

1888 год

Херувим и колесница

Ювелирное яйцо «Херувим и колесница» является одним из утерянных императорских пасхальных яиц. Точный дизайн неизвестен. Существует единственная фотография яйца, но на ней оно закрыто другим яйцом, и можно увидеть только размытые очертания.

1889 год

Несессер

Императорское ювелирное яйцо, на данный момент считается утерянным. Было сконструировано в форме футляра, содержащего предметы женского туалета. Точный внешний вид изделия не известен.

1890 год

Датские дворцы

Императорское яйцо. Снаружи оформлено розово-лиловой эмалью, разделённой золотыми полосками на двенадцать секций. Шесть вертикальных линий и три горизонтальные линии инкрустированы огранёнными розой бриллиантами. На каждом из пересечений линий расположены изумруды, а на вершине яйца располагается медальон с листьями, распускающимися вокруг звёздчатого сапфира в форме кабошона. С обратной стороны яйца расположены листья с орнаментами, выполненными при помощи чеканки. Яйцо имеет механизм открытия для получения 10-панельной ширмы, изготовленной из разноцветного золота с акварелями на перламутре. Панели огранены округлыми золотыми венцами на верху и греческими меандрами снизу.

1891 год

Память Азова

Яйцо из гелиотропа, состоящее из двух частей, соединенных шарниром, декорировано накладным узором золотых рокайльных завитков с бриллиантами. Замок-кнопка украшен рубином и двумя бриллиантами. Модель крейсера – сюрприз яйца – выполнена из золота и платины, ее окна – из алмазов, ограненных розой. На корме крейсера резная надпись: “АЗОВ”. Модель укреплена на пластине из аквамарина, зеленовато-голубой цвет которого имитирует морскую воду. На этом броненосном корабле, построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая – фанатика в городе Оцу и чудом остался жив.

Яйцо с полосками синей эмали

Первый владелец не известен. Сделано из зелёного, красного и жёлтого золота, украшено сапфирами, алмазами, эмалировано прозрачной тёмно-синей эмалью. На вершине яйца расположена Императорская корона, украшенная гранёными сапфирами и алмазами. Оригинальный сюрприз утерян.

1892 год

Алмазная сетка

Скорлупа яйца вырезана из полупрозрачного яблочно-зелёного бавенита, оплетённого диагональной сеткой из платиновых полос, инкрустированных бриллиантами огранки роза на золотых основаниях. Сверху и снизу, в местах соединения полосок, расположены два больших бриллианта. Внутренняя отделка выполнена белым атласом и имеется пространство для размещения сюрприза – фигурки слоника с ключом для его заводки. Основание представляло собой круглую бледно-зелёную плиту из жадеита, на которой находились три херувима, поддерживающие яйцо.

1893 год

Кавказское яйцо

Яйцо-сувенир в стиле позднего Людовика XV имеет четыре овальных «окна», каждое из которых закрывается овальной дверцей с бордюром из жемчуга. С наружной стороны в центре каждой из дверц находится бриллиантовый венок, поддерживающий цифру. Вместе они составляют число 1893. По бокам каждого окна и дверцы находятся золотые жезлы с бриллиантовыми полосками и с жемчужинами на концах. За каждой открывающейся дверцей располагаются миниатюры на слоновой кости, изображающие виды Абастуманского дворца на Кавказе.

1894 год

Ренессанс

Яйцо «Ренессанс», 1894 год
Яйцо «Ренессанс», 1894 год

Ларец в форме яйца из прозрачного голубовато-молочного агата лежит горизонтально на овальном золотом основании. Верхняя часть яйца, открывающаяся на золотом шарнире, украшена накладной трельяжной решёткой, выполненной из белой эмали с алмазными и рубиновыми цветами на местах пересечений. На верхней половине яйца алмазами выложена дата «1894» в овалe из землянично-красной прозрачной эмали, обрамлённой стилизованными раковинами из зелёной эмали и фигурами из красной и белой эмали.

Воскресение Христово

Внутри прозрачного яйца расположена скульптурная группа, представляющая Христа и двух коленопреклонённых ангелов, стоящих по обе стороны от его гробницы. Данное яйцо не имеет сюрприза. Ряд исследователей и искусствоведов считают возможным предполагать, что «Воскресение Христово» само по себе является утерянным сюрпризом, содержавшимся в яйце «Ренессанс» (1894 год).

1895 год

Синее яйцо-часы со змеёй

Яйцо покоится на золотой подставке, украшенной узорами из опаловой белой эмали. Три панели подставки покрыты золотом четырёх цветов, символизирующих искусства и науки[1]. Золотая змея, инкрустированная бриллиантами, обвивает подставку, соединяя её с яйцом, и поднимается до его середины. Голова змеи и её язык указывают на текущий час, отображающийся римскими цифрами на вращающейся белой панели.

Яйцо с бутоном розы

«Яйцо с бутоном розы», 1895 год
«Яйцо с бутоном розы», 1895 год

Яйцо открывается как бонбоньерка, являя спрятанный внутри бутон розы, покрытый жёлтой эмалью. Лепестки бутона раздвигались, открывая золотую корону с бриллиантами и рубинами и кулон со звёздчатым рубином-кабошоном. Оба этих последних сюрприза утеряны. Корона являлась указанием на новый титул Александры Фёдоровны как императрицы Российской империи.

Яйцо-печать

Яйцо Денисова В.И. Выполнено из бовенита, гирлянды из красного золота опоясывают верхнюю часть яйца. Украшено 19 бриллиантами, в том числе один крупный бриллиант наверху яйца, 6 рубинами огранки кабошон на гирляндах и 3 рубинами на груди херувимов. Яйцо поддерживается тремя золотыми херувимами, стоящими на основании, выполненном также из золота. На подошве яйца выгравирован герб рода Денисовых.

1896 год

Портреты Александра III (Двенадцать монограмм)

Яйцо яйцо считается одним из самых красивых творений фирмы Фаберже. Оно состоит из 6 панелей, покрытых тёмно-синей, гильошированной орнаментами эмалью. Их рассекают рельефные обручи, инкрустированные бриллиантами огранки розой. В местах пересечений обручей установлены более крупные бриллианты, располагающиеся на золотых площадках. На каждой панели находятся монограммы МФ (Мария Фёдоровна) и АIII (Александр III), выложенные алмазами, над которыми располагается императорская корона из бриллиантов.

Яйцо с вращающимися миниатюрами

Внешняя оболочка из горного хрусталя ограничена тонкой золотой полоской, покрытой изумрудно-зелёной эмалью, инкрустированной бриллиантами. Ювелирное яйцо венчает 27-каратный сибирский изумруд, расположенный на золотой подложке, покрытой изумрудно-зелёной эмалью. Ножка яйца располагается на постаменте из горного хрусталя. Ножка состоит из красочно расписанного покрытого эмалью золотого двойного сфероида, окруженного двумя кругами из бриллиантов огранки розой.

1897 год

Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами

Точный дизайн яйца остаётся неизвестен. На основнании информации из счёта Фаберже за данное ювелирное яйцо оно представляет из себя «розово-лиловое эмалевое яйцо с 3 миниатюрами».

Коронационное

«Коронационное» яйцо, 1897 год
«Коронационное» яйцо, 1897 год

Яйцо было сделано в память о церемонии коронации Николая II. Является одним из самых известных изделий фирмы Фаберже. Разноцветное золото, прозрачная лимонно-жёлтая и матовая чёрная и синяя эмаль, бриллианты и подкладка из белого бархата. Внутри яйца находится миниатюрная копия кареты, в которой ехала Александра Фёдоровна на церемонию коронации.

1898 год

Пеликан

Яйцо «Пеликан» стало памятным в знак 100-летнего (1797—1897 годы) патронажа благотворительных учреждений русскими императрицами. Это яйцо – одно из немногих, не имеющих эмалевого покрытия всей его поверхности. Оно покрыто гравированным красным золотом в стиле ампир и увенчано пеликаном из матовой серой, синей и розовой эмали. Пеликан, имеющий инкрустированные бриллиантами крылья, кормит своих детей в золотом гнезде, что символизирует материнскую заботу и любовь.

Курочка Кельха

Яйцо семьи Кельх – «Курочка Кельха» повторяет иконографию первого императорского яйца Фаберже «Курочка», но оформлено уже гораздо более роскошно и превышает императорскую «Курочку» по размерам.

Ландыши

Яйцо «Ландыши», 1898 год
Яйцо «Ландыши», 1898 год

Выполнено в стиле модерн. Само яйцо, выполненное из полупрозрачной розовой эмали с гильошированой поверхностью, находится на золотой подставке с четырьмя ножками. На яйцо крепятся ландыши, выполненные из зелёной эмали, золота и жемчуга. При вращении штифта с жемчужиной из верхней части выдвигаются три медальона с изображениями Николая II в военной форме и великих княжен Ольги и Татьяны.

1899 год

Розовое кварцевое яйцо

Первый владелец не известен. Сделано из золота, кварца и оникса, украшено серебром, платиной, рубинами, бриллиантами. Внешне данное ювелирное изделие очень похоже на пасхальное яйцо «Букет лилий». Сюрприз – работающий часовой механизм.

Яйцо с панелями

Яйцо семьи Кельх. Поверхность ювелирного яйца разделена полосами матового золота на 12 панелей, украшенных рядами розовых роз из эмали с золотыми стеблями и прозрачными зелёными листьями. Сюрприз яйца утерян.

Весенние цветы

Снаружи яйцо покрыто прозрачной землянично-красной эмалью по гильошированному фону с золотыми накладными завитками. Его створки открываются по вертикальному шву, отороченному поясом алмазов. Внутри яйца помещён сюрприз в виде миниатюрной вынимающейся корзинки с подснежниками, лепестки которых изготовлены из халцедона, а пестики из демантоидов.

Букет лилий

«Букет лилий» является одним из самых высоких яиц Фаберже. Яйцо сделано в виде старинных французских часов времён Людовика XVI. Сюрприз утерян, но, судя по ранним фотографиям яйца, это был рубиновый кулон с розой из бриллианта.

Анютины глазки

Яйцо вырезано из цельного нефрита, цветы выполнены из золота, нефрита и алмазов. Верхние лепестки анютиных глазок — из золота покрытого непрозрачной эмалью, нижние — алмазы. Сюрприз — сердцеобразный мольберт с одиннадцатью ягодами земляники, украшенными личными монограммами (генеалогическое дерево с портретами). При нажатии на кнопку все медальоны открываются, показывая портреты членов Императорской семьи.

1900 год

Сосновая шишка

Яйцо семьи Кельх. Поверхность пасхального яйца гильошированная, покрыта полупрозрачной эмалью королевского синего цвета и орнаментом из платиновых гирлянд, инкрустированных бриллиантами. Внутри яйца находится механический, украшенный драгоценными камнями слон, на котором сидит погонщик, и заводной ключ.

Транссибирская магистраль

Это яйцо занимает особое место в коллекции Яиц Фаберже, находящейся в Оружейной палате, так как содержащийся в нём сюрприз является механическим. Само яйцо сделано из серебра. Крышка крепится на петлях, покрыта зелёной эмалью и украшена листьями, инкрустированными из аканта. Миниатюрная копия поезда сделана из золота и платины. С помощью золотого ключа его можно привести в движение.

Петушок

Яйцо-часы с заводным петушком. Поверхность яйца покрыта фиолетовой эмалью. В его середине установлен циферблат часов, украшенный эмалью и алмазами; обрамление циферблата выполнено в виде золотого лаврового венка с «ягодами» из алмазов и жемчуга. Сюрпризом яйца является петушок с рубиновыми глазами, способный петь, раскрывать клюв и махать крыльями.

1901 год

Цветы яблони

Яйцо семьи Кельх. Другие названия: «Яблоневый цвет», «Нефритовое», «Нефритовая шкатулка». Яйцо изготовлено из цельного сибирского зелёного нефрита. Яйцо стоит на четырёх резных золотых ножках в форме ветвей яблони. Эти ветви из красного и зелёного золота образуют разветвлённое переплетение из веточек и сучков. Сюрприз яйца утерян.

Корзинка цветов

Императорское яйцо Фаберже выполнено в виде цветочной корзины, покрытой белой эмалью и перехваченной витой решёткой из золота и алмазов. В передней части яйца имеется дата «1901», исполненная в том же стиле, что и решётка. Основой букета цветов служит «мох» из металлической нити. Собственно цветы также сделаны из золота и раскрашены эмалью различных оттенков. Помимо указанного, золото служит материалом ручки корзины, инкрустированной алмазами.

Гатчинский дворец

"Гатчинский дворец"
После поворота крышки ювелирного пасхального яйца, перед нами предстаёт миниатюрная модель Гатчинского дворца (резиденции Марии Фёдоровны за пределами Санкт-Петербурга). Копия изготовлена вплоть до мельчайших подробностей: можно разглядеть пушки, статую Павла Первого и другие элементы пейзажа, вплоть до деревьев и кустов.

1902 год

Ротшильдовское

Изготовлено для семьи Эфрусси, было подарено Ротшильду. Яйцо-часы изготовлено из золота, украшено алмазами, прозрачной бледно-розовой и белой эмалью, платиной, опоясано фризом, выложенным из жемчуга. В яйцо вмонтированы часы. Открывающаяся вершина ювелирного яйца выполнена из розового золота, а под ней спрятан сюрприз: механический, ярко эмалированный золотой петушок, украшенный алмазами.

Яйцо герцогини Мальборо

«Яйцо герцогини Мальборо», 1902 год
«Яйцо герцогини Мальборо», 1902 год

Яйцо герцогини Мальборо. Яйцо-часы выполнено в неоклассическом стиле в виде модных в последней трети XVIII века, в эпоху Людовика XVI, часов с вращающимся циферблатом. Повторяет тип императорского яйца «Часы с синей змеёй».

Рокайль

Яйцо семьи Кельх. Яйцо покрыто прозрачной зелёной эмалью по гильошированному фону. Декорировано накладным ажурным орнаментом в стиле рококо. Сюрприз в форме гравированного сердца с тремя миниатюрами внутри. Миниатюры отсутствуют. В раскрытом состоянии сердечко напоминает лепестки цветка.

Клевер

"КЛЕВЕР", 1902 г.
Яйцо «Клевер» выполнено в стиле модерн. Его форму образует узор из стеблей и листьев клевера. Часть листьев заполнена светло-зеленой прозрачной эмалью, а некоторые листки украшены мелкими алмазами. Между листьев вьются тоненькие ленточки, изложенные рубинами.

Ампир

Императорское яйцо «Ампир» до недавнего времени считалось утерянным. Было впервые идентифицировано в 2000 году. Яйцо с открывающимися створками, закрепленное на штифтах между двумя нефритовыми колоннами, установленными вертикально на массивном нефритовом основании.

1903 год

Часы

Первый владелец не известен. Тело ювелирного пасхального яйца изготовлено из бовенита, украшено серебром, литьём, чеканкой, гравировкой. На передней поверхности пасхального яйца расположен круглый циферблат часов с римскими цифрами, которые обрамлены серебряным венком, от которого отходят серебряные орнаменты.

Скандинавское

Первый владелец не известен. Изготовлено из красного и зелёного золота, замши, эмалировано прозрачной землянично-красной, белой и матовой жёлтой эмалью. В желтке ювелирного яйца помещается миниатюрная золотая курица. Является представителем ряда яиц типа «Курочка».

Бонбоньерка

Яйцо семьи Кельх. Внешний вид пасхального яйца «Бонбоньерка» практически полностью копирует ювелирное яйцо «Гатчинский дворец», изготовленное Перхиным в 1901 году для семьи российского императора, однако на этот раз в качестве сюрприза мастер изготовил агатовый футляр с миниатюрным кулоном.

Пётр Великий

Изготовлено из красного, зелёного и жёлтого золота, платины, розовых бриллиантов, рубинов, горного хрусталя, эмаль и миниатюры, акварель. На верхней части яйца эмалированный венок, который окружает вензель Николая II. В нижней части яйцо украшено двуглавым имперским орлом, из чёрной эмали, увенчаным двумя бриллиантами. Сюрприз: когда яйцо открывается, внутренний механизм поднимает миниатюрную золотую модель Медного всадника — памятника Петру Великому.

Датский юбилей

Яйцо было изготовлено из золота, украшено белой и синей эмалью. По центру размещен увенчанный короной медальон с вензелем, напоминающим букву «М»; в фоне медальона, по-видимому, геральдическая мантия и перекрещенные колосья либо цветы. На вершине яйца, покрытой золотой сеткой, установлена миниатюрная фигура датского королевского слона. Яйцо поддерживается тремя геральдическими львами, которые, в свою очередь, стоят на трехопорном постаменте.

1904 год

Шантеклер Кельха

Яйцо семьи Кельх. Сделано по мотивам императорского яйца «Петушок» (1900 год) и практически повторяет «Яйцо-часы Ротшильда», изготовленное в 1902 году.

1906 год

Московский Кремль

Это самое большое из императорских яиц Фаберже. Его декор, покрытый белой прозрачной эмалью и увенчанный полированным золотым куполом, навеян архитектурой Успенского собора. Яйцо имеет музыкальный механизм.

Лебедь

Ювелирное яйцо «Лебедь» покрыто сиреневой матовой эмалью, раскрывается не ровно, а будто по линии скола, в пределах искривлённой решётки ленты украшены алмазами. В середине яйцо содержит сюрприз — корзинку с механическим лебедем. Корзинка образует гирлянды цветов из белого, жёлтого и розового золота, окаймляющие аквамариновую подставку.

1907 год

Яйцо-часы Юсуповых

Яйцо семьи Юсуповых. Ювелирное пасхальное яйцо изготовлено в виде настольных часов в стиле Людовика XVI, из жёлтого и красного золота, алмазов, изумрудов, жемчуга, рубинов, белого оникса, прозрачной малиновой, розовой и непрозрачной белой эмали. Корпус выполнен из позолоченного серебра с ручным гильошированием, покрыт прозрачной розовой эмалью.

Яйцо с решёткой и розами

Золотое яйцо покрыто бледно-зелёной эмалью и украшено алмазной решёткой и бутонами роз, покрытыми матовой, светлой и тёмной розовой эмалью, с изумрудно-зелёными листками. На верхней и нижней частях яйца крупные бриллианты. На нижнем бриллианте имеется надпись «1907». Сюрприз утерян.

Колыбель с гирляндами (Трофеи любви)

Также известно под названиеи «Трофеи любви». Яйцо покоится в золотой колыбели на четырёх колоннах из цветного золота, закреплённых на вырезанном овальном белом основании из оникса. Сюрприз утерян.

1908 год

Павлин

На подставке из позолоченного серебра покоится прозрачное яйцо, обе половинки которого вырезаны из горного хрусталя и вмонтированы в оправу с застёжкой. Внутри яйца на инкрустированном золотом дереве, среди ветвей, покрытых цветами из драгоценных камней и эмали, сидит золотой павлин, раскрашенный цветными эмалями.

Яйцо с моделью Александровского дворца

Нефритовое яйцо, состоящее из двух соединенных шарниром частей, украшено пятью миниатюрными акварельными портретами детей Николая II, обрамленными алмазами, над портретами помещены начальные буквы имен детей, выложенные алмазами. Сюрприз – модель Александровского дворца – выполнена из золота и серебра, окна дворца – из горного хрусталя, кровля покрыта светло-зеленой эмалью. Модель укреплена на золотом столике с гравированной надписью на основании “ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ”.

1909 год

Памятное Александра III

Императорское ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Памятное Александра III» целиком изготовлено из платины, полностью покрыто белой матовой эмалью с золотыми линиями, украшено группами алмазов в форме ромба, расположенных вокруг центральной части ювелирного яйца. Сюрприз – миниатюрный бюст императора Александра III. Одно из утерянных императорских яиц.

Яйцо с моделью яхты «Штандарт»

Императорское яйцо. Выполнено из горного хрусталя и ляпис-лазури. Сюрприз – модель яхты императора Александра III, изготовленная из золота.

1910 год

Яйцо с памятником Александру III

Императорское яйцо с миниатюрной копией памятника Александру III, выполненной из золота и лазурита.

Колоннада

Императорское яйцо-часы изготовлено в честь рождения долгожданного наследника. Яйцо является своеобразной аллегорией и представляет собой храм любви, в котором пара голубей символизирует императора и его супругу, херувимы — четырёх дочерей императора, а Купидон символизирует новорожденного царевича Алексея.

1911 год

Лавровое дерево

«Лавровое дерево», 1911 год
«Лавровое дерево», 1911 год

Лавровое дерево представляет собой сформированное из нефрита дерево с разветвлённой запутанной структурой ветвей, украшенное драгоценными камнями в виде фруктов и цветов, эмалированных белой эмалью с установленными алмазами. Сюрприз – механическая птичка, способная поворачивать голову, раскрывать клюв, петь и махать крыльями.

15-я годовщина царствования

Пасхальное яйцо разделено на восемнадцать сегментов с шестнадцатью миниатюрами. Семь овальных миниатюр изготовлены в виде портретов семьи императора в алмазных рамках. На остальных девяти миниатюрах изображены важные события из жизни Николая II. Яйцо не содержит сюрприза.

1912 год

Наполеоновское

Императорское яйцо «Наполеоновское» изготовлено в честь сотой годовщины Отечественной войны 1812 года. Сюрприз — ширма с 6 миниатюрами, изображающими представителей полков, почётным полковником которых была императрица.

Царевич

Яйцо в стиле Людовика XV выполнено из цельного осколка лазурита. Сюрприз — алмазный двуглавый орёл с миниатюрным портретом царевича Алексея.

1913 год

300-летие дома Романовых

Яйцо, выполненное к трёхсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты “1613” и “1913”. Внутри яйца укреплён вращающийся стальной воронёный глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном – цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом – в границах 1913 г.

Зимнее"ЗИМНЕЕ", 1913 г.
Яйцо установлено на основании из горного хрусталя, оформленного в виде тающего льда, с ручьями из платины и алмазов. Само яйцо также выполнено из горного хрусталя. Сюрприз — корзина с подснежниками.

1914 год

Екатерина Великая

Яйцо выполнено из золота, розовой и белой эмали. На боковых сторонах расположены миниатюры с аллегорическими сценами искусств и наук. Сюрприз – механический паланкин с сидящей внутри Екатериной Великой – был утерян.

Мозаичное

"МОЗАИЧНОЕ", 1914 г.Пасхальное ювелирное яйцо собрано из системы жёлтых золотых поясов, к которым крепится платиновая сеть, украшенная алмазами, сапфирами, рубинами, изумрудами, кварцем, топазами и зелёным гранатом. Сюрприз — миниатюрная камея с профилями детей Николая II и Александры Фёдоровны.

Ледяное яйцо Нобеля

«Ледяное яйцо Нобеля», 1914 год
«Ледяное яйцо Нобеля», 1914 год

Подарено Эммануилом Нобелем своему другу. С виду простая форма этого ювелирного изделия обманчива. Само покрытие из эмали уникально: сочетание чередующихся слоев серебряной, белой и прозрачной эмали, каждый из которых отдельно окрашен и гравирован, имитируя заиндевевшую ледяную поверхность, которая мерцает, создавая впечатление морозного зимнего утра.

1915 год

Красный крест c портретами

Императорское яйцо изготовлено из серебра, золота, украшено переливчатой белой и прозрачной красной эмалью. Сюрприз представляет собой шарнирную, сворачиваемую ширму с пятью овальными миниатюрами, на которых изображены члены семьи императора Николая II в форме медицинских сестёр.

Триптих Красный крест
"ТРИПТИХ КРАСНЫЙ КРЕСТ", 1915 г.
Раскладывающееся яйцо выполнено из золота и покрыто белой эмалью. С двух сторон яйца расположены красные кресты, покрытые полупрозрачной красной эмалью. Внутри яйца расположен триптих: Воскресение Христа по центру, Святая Ольга слева и Святая мученица Татьяна справа.

1916 год

Яйцо с миниатюрой на мольберте
"ВОЕННОЕ СТАЛЬНОЕ", 1916 г.
Среди блистательного ряда драгоценных пасхальных подарков выделяется яйцо, созданное в 1916 году для императрицы Александры Федоровны. Оно подчёркнуто простое, без драгоценных камней и к тому же выполнено из необычного для императорских даров материала – стали. Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны – тяжёлого времени и для России, и для царской семьи. Существует несколько версий более чем сдержанного оформления пасхального подарка.

Орден Святого Георгия

«Орден Святого Георгия», 1916 год
«Орден Святого Георгия», 1916 год

На светлый фон из светлой, чуть зеленоватой эмали с лёгким перламутровым эффектом нанесена зелёная сетка и лента ордена Святого Георгия. С двух сторон яйца на шарнирах закреплены накладные знаки Георгиевских ордена и медали, открывающиеся при нажатии на кнопку, под которыминаходятся портреты императора Николая II и цесаревича Алексея Николаевича.

1917 год

Берёзовое

Императорское яйцо изготовлено из карельской берёзы и золота. Сюрприз — механический слон из золота и серебра, украшенный бриллиантами — утерян.

Созвездие

Последнее императорское яйцо не было закончено. Яйцо, выполненное из тёмно-синего кобальтового стекла, представляет собой небесную сферу. На ней выгравировано положение звёзд на небе во время рождения цесаревича Алексея. Часы и бриллиантовые звёзды исчезли или не были сделаны. Обнаружено в 2001 году в фондах минералогического музея.

Сумеречное

Первый владелец не известен. Изготовлено из золота, алмазов и лунного камня, украшено мозаикой тёмно-синего цвета из ляпис-лазури, изображающей вечернее небо. На передней поверхности сделаны золотые ворота, если они открыты, то можно увидеть гравированный сад Петергофа.

Подготовил Евгений Лавриненко (СМ)

Добавить комментарий