Императорские ювелирные яйца

Яйцо «Курочка», 1885 год

Знаменитая серия из 50* императорских пасхальных яиц для российской императорской семьи была создана в период с 1885 по 1916 год, когда компания находилась под управлением Петера Карла Фаберже. Эти украшения неразрывно связаны с расцветом и трагической судьбой последних представителей династии Романовых. Они являются высшим достижением знаменитой российской ювелирной фирмы и считаются одними из последних незаурядных произведений искусства, изготовленных на заказ. Десять ювелирных яиц были созданы с 1885 по 1893 год во время правления императора Александра III; еще 40 были изготовлены в период правления его сына Николая II, по два в год: одно предназначалось его матери, вдовствующей императрице, а второе — супруге.

Начало серии было положено в 1885 году, когда император Александр III при посредничестве своего дяди, великого князя Владимира Александровича, в качестве подарка для своей жены, императрицы Марии Федоровны заказал у Fabergé пасхальное яйцо. Первоначально Фаберже планировал, что внутри яйца будет спрятано бриллиантовое кольцо, однако в готовой версии, согласно указаниям императора, была размещена дорогостоящая подвеска с рубином.

Яйцо «Курочка», 1885 год
Яйцо «Курочка», при создании которого за образец был взят оригинал XVIII века, имеет покрытую слоем матовой эмали «скорлупу», раскрыв которую можно увидеть первый сюрприз — желток из матового золота. Внутри желтка находится покрытая эмалью чеканная золотая курочка. Первоначально внутри нее были спрятаны копия императорской короны и цепочка с рубиновой подвеской, также выполненной в виде яйца. Подвеска составляла примерно половину общей стоимости яйца (однако оба сюрприза были утеряны, и о них известно только благодаря старинной фотографии).

Яйцо «Ренессанс», 1894 год
Это ювелирное яйцо в стиле Ренессанса, подаренное императором Александром III своей супруге Марии Федоровне, создавалось по мотивам ларца Ле Роя. Ларец хранился в «Зеленом своде» – дрезденском музее, основанном в 1723 году Августом Сильным. Ювелиры Fabergé придали ларцу форму яйца, которое было изготовлено из матового агата и украшено трельяжной решеткой из золота и белой эмали, а также четырехлистниками из бриллиантов с рубинами в центре на каждом пересечении. Две створки яйца имеют окаймление из красной эмали. На верхней половине яйца Фаберже розовыми бриллиантами выложена дата «1894». Эта точная, искусно переработанная копия старинного ларца подтверждает то, что Петер Карл Фаберже работал с экспонатами «Зеленого свода» вблизи.

«Яйцо с бутоном розы», 1895 год
Это яйцо украшают отделанные бриллиантами стрелы Купидона, символизирующие любовь. «Яйцо с бутоном розы» стало первым яйцом, которое Николай II подарил своей жене Александре. Это произошло через несколько месяцев после их свадьбы. Яйцо Фаберже изготовлено из нескольких видов золота и покрыто прозрачной эмалью красного цвета с рисунком гильош и вертикальными рядами бриллиантов огранки «роза». Сюрприз покрыт матовой эмалью желтого и зеленого цветов. На верхушке яйца находится миниатюрный портрет молодого императора и бриллиант плоской огранки, а на основании яйца указана дата «1894». Изначально внутри яйца также находилась бриллиантовая корона и рубиновый кулон, однако они были утеряны, и о них известно только по фотографии.

«Коронационное» яйцо, 1897 год
Пожалуй, самое известное из ювелирных яиц Faberge. Император Николай II подарил его жене, императрице Александре Федоровне, в память о церемонии коронации, состоявшейся 26 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы. Поверхность яйца выполнена из золота и украшена прозрачной желтой эмалью с рисунком гильош и двуглавыми орлами из черной эмали с бриллиантами. Этот дизайн напоминает золотую парчу, из которой было изготовлено коронационное платье императрицы. В верхней части яйце, под крупным портретным бриллиантом, находится инкрустированная драгоценными камнями монограмма императрицы, а на основании яйца указана дата. Внутри яйца размещается украшенная бриллиантами миниатюрная копия императорской кареты, изготовленной мастером Букендалем в XVIII веке. Изначально внутри кареты был изумрудный кулон, который впоследствии был заменен желтым бриллиантом огранки «бриолет», однако оба сюрприза утеряны. На изготовление кареты размером 9,4 см у мастера Георга Штейна ушло 13 месяцев.

Яйцо «Ландыши», 1898 год
Яйцо, покрытое розовой эмалью с рисунком гильош, было подарено Николаем II своей жене, императрице Александре Фёдоровне. Яйцо украшают выполненные из жемчуга и бриллиантов любимые цветы императрицы — ландыши, а само яйцо выполнено в ее любимом стиле ар-нуво. Оно размещено на золотой подставке с четырьмя изящными ножками: они увенчаны листьями, инкрустированными бриллиантами. При нажатии на боковые жемчужины выдвигаются два медальона с портретами старших дочерей, Ольги и Татьяны. Третий медальон венчает императорская корона, украшенная бриллиантом и рубином.

«Яйцо герцогини Мальборо», 1902 год
Это яйцо-часы считается одним из самых замечательных ювелирных яиц Fabergé среди не вошедших в императорскую серию. Таких яиц, по разным подсчетам, насчитывалось от 10 до 12. Яйцо было заказано у Fabergé Консуэло Вандербильт, герцогиней Мальборо, во время ее визита в Россию в 1902 году. Оно выполнено в стиле «Синего яйца-часов со змеей» Fabergé, которое было изготовлено для вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1895 году. Сейчас яйцо Фаберже принадлежит князю Монако Альберу. Оно является единственным ювелирным яйцом Фаберже, изготовленным для американского заказчика. Яйцо-часы выполнено из золота разных оттенков, украшено бриллиантами огранки «роза» и жемчугом и покрыто прозрачной эмалью белого и розового оттенков с рисунком гильош. Оно имеет вращающийся циферблат, а часовой стрелкой служит инкрустированная бриллиантами змея.

«Лавровое дерево», 1911 год
Яйцо, изготовленное по заказу Николая II для его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, было задумано по мотивам французской заводной птички XVIII века. Согласно выставленному фирмой Fabergé счету, лавровое дерево насчитывает «325 листьев из нефрита, 110 цветков из матово-белой эмали, 25 бриллиантов, 20 рубинов, 53 жемчужины, 219 бриллиантов огранки роза и один крупный бриллиант огранки роза». Когда механизм приводится в действие, появляется птичка, способная махать крыльями, поворачивать голову, раскрывать клюв и петь.

«Ледяное яйцо Нобеля», 1914 год
Это яйцо из платины и прозрачной белой эмали украшено гравировкой и подглазурными кристаллами, которые имитируют заиндевевшую ледяную поверхность. Внутри яйца помещены ромбовидные часы из платины и хрусталя с бриллиантами, выдержанные в том же стиле. Это яйцо было заказано Эммануилом Нобелем, племянником знаменитого Альфреда Нобеля. В то время Эммануил Нобель был одним из наиболее влиятельных нефтяных магнатов и числился среди самых важных клиентов Fabergé.

«Орден Святого Георгия», 1916 год
Яйцо «Орден Святого Георгия» Николай II преподнес своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Из-за того, что после начала Первой мировой войны с поставками драгоценных металлов и камней возникли проблемы, яйцо стало одним из двух последних творений Fabergé и было изготовлено из серебра и белой эмали без роскошных украшений. Оно украшено миниатюрными портретами Николая II и его сына Алексея, которые скрыты под Георгиевским крестом (знаком отличия Военного ордена ) и серебряной медалью Ордена соответственно. Знак отличия был высшей военной наградой и выдавался за особые заслуги на поле боя. Император был награжден им 25 октября 1916 года. Это было единственное яйцо, вывезенное из России во время революции — вдовствующей императрице Марии Федоровне удалось взять его с собой в эмиграцию.

www.faberge.com
____________________
*Известно 54 яйца фирмы Фаберже [Прим. СМ].

Добавить комментарий