Шлем традиционно является одним из основных элементов структуры классических геральдических гербов. Внешний вид, положение и отделка этого символа несли в себе информацию о родовитости владельца герба. Однозначной и детальной трактовки такой классификации у специалистов разных стран и разных геральдических школ, похоже, не существовало никогда, но ряд общих традиций использования этого элемента в гербах выделить можно.
Геральдический шлем согласно традиции должен был располагаться над щитом герба (Рис. 1), опираясь на него. Согласно классическому труду Ю.В.Арсеньева под названием «Геральдика. Лекции читанные в Московском археологическом институте в 1907-08 году», в качестве геральдических использовались стилизованные изображения реально существовавших турнирных шлемов, полностью закрывавших голову рыцаря.
В своеих лекциях Ю.В.Арсеньев выделял три разновидности «гербовых шлемов». Две из них, а именно: копьевой («лягушачья голова» или штеххелм, Рис. 2) и решетчатый (Рис. 3) до сих пор можно встретить на гербах современных стран, о чем мы расскажем ниже. Что же касается третьей, наиболее древней разновидности, а именно горшковидных или кадочных шлемов, то в государственной геральдике нашего времени они уже не встречаются…
На гербах родовых дворян использовались шлемы решетчатого типа, где степень знатности была зашифрована определенной комбинацией трех составляющих. Во-первых, это ориентация шлема на гербе (в анфас, в три четверти оборота или в профиль). Во-вторых — его металл (золото, серебро или сталь). Третьей составляющей является количество решетин (полос, прутьев) на забрале.
Для гербов новопожалованных дворян использовался стальной копьевой шлем с опущенным забралом. «Смотреть» такой шлем должен был вправо (в геральдике направление определяется с точки зрения наблюдателя, располагающегося за гербом). Если же шлем на гербе «смотрел» в другую сторону (или в анфас с опущенным забралом), то это означало, что его обладатель «рождён от неосвящённого союза». Проще говоря — был незаконнорожденным («бастардом»)…
«Королевские шлемы» (право на шлем из золота в гербе давалось лишь императорам или королям) в наше время продолжают присутствовать на официальных гербах Королевства Бельгии и Объединенного королевства Великой Британии и Северной Ирландии (Рис. 4). Последний, кстати, можно с уверенностью назвать одним из старейших государственных гербов, чья история развития насчитывает не менее девяти веков…
Золотой шлем из герба Великобритании в разной интерпретации мы находим на гербах Гайаны, Гренады, Канады, Тринидада и Тобаго, а также Ямайки (Рис. 5). Этим подчеркивается историческая и номинальная связь этих государств с Объединенным Королевством.
Много стран, бывших ранее колониями Великобритании, и так называемых Британских заморских территорий (Рис. 6) в своих гербах используют геральдически более «скромные» шлемы копьевого типа. Как легко увидеть, в этой группе гербов в основном варьируется степень поворота шлема (от поворота направо до анфаса).
Отдельно стоит упомянуть нынешний государственный герб Литовской Республики, на котором изображен всадник в латах на коне с поднятым над головой мечом в правой руке и щитом в левой (по-литовски «витис», витязь). Герб Литвы (Рис. 7), как и предыдущий государственный герб Беларуси (1991 — 1995), являются наследниками знаменитого герба Великого княжества Литовского — «Погони».
Этот мотив до сих пор широко распространен в геральдике территорий, входивших когда-то в состав (белоруссии, Литвы, Польши, России и Украины). Есть теория, что всадник «Погони» является глубокой модификацией образа Георгия Победоносца.
В «Литовском дивертисменте» Иосифа Бродского есть строки, посвященные «витису» исторического герба:
Драконоборческий Егорий,
копье в горниле аллегорий
утратив, сохранил досель
коня и меч, и повсеместно
в Литве преследует он честно
другим не видимую цель.
Кого он, стиснув меч в ладони,
решил настичь? Предмет погони
скрыт за пределами герба.
Кого? Язычника? Гяура?
Не весь ли мир? Тогда не дура
была у Витовта губа.
Упоминание Витовта в конце стихотворения вполне уместно. Изображения всадника на фоне геральдического щита с печатей литовских князей Ягайло и Витовта, героев Грюнвальдской битвы, стали в XV в. основой государственного герба Великого княжества Литовского.
Современный герб Литовской Республики был разработан художником и геральдистом Арвидасом Каждайлисом на основе композиции герба литовского княжества на гобелене (аррасе) из коллекции Вавельского замка в Кракове (Рис. 8).
Нетрудно заметить, что в деталях нынешний герб существенно отличается от вавельского. Это и неудивительно. Ткачи из Брюсселя при работе над композицией гобелена в середине XVI в. очевидно брали в качестве образца рыцарские доспехи, распространенные в Западной Европе того периода. Округлая форма шлема на гобелене, козырек и назатыльник однозначно указывают на легкий шлем бургиньот открытого типа без забрала. Так как в конструкции шлема также отсутствуют боковые защитные пластины, то, возможно, мы видим на рыцаре с арраса разновидность бургиньота под названием «casquetel» (Рис. 9).
Как подтвердили автору обзора сам Арвидас Каждайлис и председатель Литовской комиссии по геральдике доктор Эдмундас Римша, на государственном гербе используется обобщенная стилизация шлемов средневековых литовских рыцарей (Рис. 10), которая не имеет конкретного прототипа.
Можно предположить, что на гербе (Рис. 7) использован вариант шлема бацинет с расширяющейся нижней частью (венцом). Спереди к шлему с поднятым забралом прикреплена кольчужная брамица, защищавшая подбородок, шею и верхнюю часть груди.
Найти в качестве иллюстрации реально существовавший и максимально похожий шлем, к сожалению, не удалось. Но, исходя из того, что это стилизация, предлагаем взглянуть на изображения похожих шлемов в искусстве XIV — ХV вв (Рис. 11).
Обзор подготовил Олег Пустовойт