Сицилия для многих из нас – это, в первую очередь, родина мафии, большой винный погреб и 1.000 солнечных дней из 365 в году. Палермо, Этна, Сиракузы – вот тот географический минимум, знанием которого многие и ограничиваются, когда говорят о самом известном итальянском острове. Но немногие знают о существовании города Ачиреале, который славен традициями ковки, где проводится крупный кузнечный фестиваль. Наши соотечественники Сергей Полуботько и Александр Ромашенко получили возможность познакомиться поближе с этим городом.
Южная жемчужина в оправе кольца
Ачиреале – древний город на восточном ионическом побережье Сицилии. Его история восходит к периоду существования Римской империи. Упоминание о городе можно встретить у Овидия в «Метаморфозах» и хрониках Пуннических войн. Название Ачиреале происходит из греческой легенды о пастушке Ачи, влюбленном в нимфу Галатею. Циклоп Полифей, который также любил деву, убил пастушка. Но Галатея дала новую жизнь Ачи и превратила его кровь в реку, которая некогда протекала через город, а ныне скрылась под землей. Во времена испанского правления король Филипп IV присвоил городу статус королевского («реале»). И вот с 1642 года город не меняет своего имени.
Но Ачиреале – это не только изящное искусство легенд, положенных в его историю. Это и барокковый ансамбль архитектуры города. Это и ежегодный красочный карнавал – самый яркий на Сицилии. Это и традиции ковки и художественного металла, которые находят себе место в Ачиреале осенью на фестивале кузнецов.
Ачиреале является одним из 20 городов-членов Кольца европейских городов-кузнецов. Настоящая южная жемчужина в оправе.
С именем божества
Итальянцы – народ с поэтической душой. Потому они выдумывают мифические и изящные названия для всего, что делают. Фестиваль кузнечного искусства, который проходил в Ачиреале, также получил имя, которое поприветствовали бы на Парнасе. «Фестиваль Гефеста, бога железа и огня» — пусть не совсем коротко, зато красноречиво.
Какую-либо конкретную цель проведения этого форума мастеров художественного металла итальянские организаторы не выделяли. Но подчеркнули, что они пытаются изменить отношение к объекту своего искусства: вместо железа-оружия итальянцы желают представить железо как новый материал для создания интерьера, преобразования архитектуры городов. По их словам, соединение традиций и инноваций в ковке – залог успешного развития кузнечного искусства. И, конечно, фестиваль итальянцы устраивают ради консолидации всех европейцев. Не зря в официальном приглашении на встречу выделена фраза: «Мы приглашаем представителей всех 20 городов-членов Кольца европейских городов-кузнецов и тех, кто находится за пределами этого объединения».
По регламенту каждый город должен был быть представлен кузнецом и молодым (организаторы подчеркнули: молодым) креативным дизайнером, которые могли бы презентовать свое видение кузнечного дела и совершенствования архитектуры современных городов. Таким образом, фестиваль посетили немногим меньше сорока мастеров. Приглашение последовало от мэра Ачиреале и представителя этого города в Кольце европейских городов-кузнецов.
Донецк, сентябрь, приглашение…
Вряд ли молодой дизайнер Александр Ромашенко, добираясь из Харькова в Донецк на фестиваль «Парк кованых фигур-2013» в сентябре, думал о том, что его пригласят посетить итальянский форум кузнецов. Вряд ли об этом думал известный мастер ковки и художник Сергей Полуботько. Как он сам признался, Александр заслужил поездку в Италию. Ему требовался в команду энергичный молодой дизайнер, который достойно представил бы нашу страну на фестивале на Сицилии. Для юноши это стало действительно радостным событием, поскольку он без раздумий согласился на поездку. Даже несмотря на то, что уже через несколько недель, в октябре, должна была начаться итальянская встреча.
Ачиреале глазами гостей
В Ачиреале, где и должен был проходить фестиваль, добирались через Львов и Катанию. Когда наша делегация приземлилась на сицилийскую землю, сразу почувствовала, что итальянцы ничем не стеснят своих гостей, предоставят им любые условия. Первые два дня хозяева то и дело «развлекали» участников: организовывали интеграционные встречи, прогулки по городу, рассказывали об укладе местной жизни и многом другом. И только вечером третьего дня начался собственно фестиваль.
Сам городок очень понравился и Сергею Полуботько, и Александру Ромашенко. Вот как Александр описывал свой восторг от увиденного в интервью для нашего журнала:
— Город стал завораживать, стоило нам только его увидеть. Очень уютный, красивый, весь выстроенный в стиле барокко. В моей памяти он останется еще потому, что это город без тротуаров. По узеньким улочкам, вымощенным вулканической черной плитой (благо, вулкан Этна рядом – есть источник), одновременно ходят пешеходы и ездят автомобили, обгоняя и пропуская друг друга. Также Ачиреале – сплошной потрясающий архитектурный памятник. Тут мы познакомились с барокко в первозданном виде. Оказывается, этот стиль может быть не только пышным, но и функциональным. И вообще мы исходили город вдоль и поперек, перефотографировали все и не могли остановиться. Впечатлений на каждом шагу было столько, что словами не передать. В довершение, тут стояла приятная летняя теплота. Тогда как у нас уже наступила слякотная осень.
Сергей Полуботько же отметил, что самое дорогое богатство города – приятные гостеприимные люди. И, конечно же, невообразимо вкусная кухня. Умеют итальянцы подкупать приезжих.
Днем – сицилийское солнце, вечером – кузнечный горн
Сам фестиваль поразил участников из нашей страны четкостью организации, широтой размаха и количеством приезжих участников. Здесь были, помимо украинцев, кузнецы из Австрии, Германии, Италии и многих других стран.
Александр Ромашенко признался, что «кузнечная часть» программы наступила неожиданно: в конце первого дня, после всех веселий, когда сил уже почти не оставалось.
И хотя наши соотечественники были немного подыстощены итальянским гостеприимством, все же работали с большой отдачей и упоением. «Намахались от души», — резюмировал дизайнер.
Делали наши кузнецы столик по эскизу Сергея Полуботько. Работа была осложнена одним условием: все приходилось делать вручную. Да и ударить в грязь перед зарубежными мастерами не хотелось, поэтому результат получился добротный. Его достойно оценило жюри фестиваля и наградило наших представителей памятными дипломами. От себя Александр Ромашенко предложил проект урн, которые крепились бы к ачиреальским столбам. И все у итальянцев хорошо, да только урн в городе нет. Вот и бросают мусор куда попало. А искушенному украинской чистотой глазу это непривычно и даже дико. Поэтому наш дизайнер взялся облагораживать быт на Сицилии.
Средиземное море и дорога домой
После всех торжественных и рабочих частей фестиваля для участников провели завершающую конференцию и «прокатили» на яхте по Средиземному морю. Наши соотечественники до сих пор вспоминают с упоением тот восторг, который они испытали там, на борту небольшого судна. Этна вдалеке, кругом лазурь моря…
А дальше была дорога домой в родную украинскую осень, по которой наши кузнецы уже успели соскучиться. И теплые воспоминания об Ачиреале, его жителях с ожиданием новой поездки на сицилийский кузнечный фестиваль.
Михаил Драпак. № 1, 2014