Кованый металл глазами искусствоведа

Аполлон в Кузнице Вулкана

Каждый новый виток развития общества обязательно сопровождается рождением новых направлений в творчестве, которые, в свою очередь, непременно создают условия для возрождения уже существовавших ранее видов искусства. Исходя из этой формулы успех нынешнего украинского кованого металла можно было бы предвидеть этак лет пятнадцать назад. Явной ошибки в таком суждении нет.

Оживающее постсоветское пространство

Развитие советской строительной индустрии в сталинско-хрущевское время не привело к развитию прикладных видов искусства за исключением литья декора из бетона и алебастра, что сложно отнести к рангу творчества. Роскошь и богатое убранство всегда были атрибутами, сопутствующими символу власти. Окончившийся период недостроенного социализма плавно сменился капитализмом в уже существовавшем ранее обличии.

Из всех обязательных в этом случае составляющих более всего нам для анализа и сравнения был интересен строительный бум и, может быть, возникновение банков, как самых мощных и надежных заказчиков кованого художественного металла в последующие после перестройки пятнадцать лет. Законы капитализма жестоки, просты и логичны. Характерной чертой современной бурной эпохи перемен явилось возвращение к утраченным ценностям. Как ни парадоксально, но более всего в художественном творчестве страны расцвели практически уничтоженные виды и жанры изобразительного искусства. Прежде всего это коснулось ювелирного и кузнечного дела. Два десятилетия в жизни страны это слишком мало для того, чтобы говорить о серьезных успехах новорожденного искусства, вместе с тем это вполне достаточный временной промежуток для возрождения и воссоздания утраченного. Бурный рост во всех регионах Украины кузнечного промысла определил его логичную трансформацию в ранг искусства. Об украинском кованом металле в последнее время заговорили в России, Беларуси, а также в таких развитых в культурном отношении странах как Америка, Польша, Чехия, Израиль, Германия…

Очень бы хотелось сказать, что мы уже равные среди равных в мире, но, наверное, это было бы несправедливо. А может и не нужно соперничать с теми странами, где искусство кованого металла всегда было в почете, где кузнец-художник в городе оставался фигурой знаковой и никакому чиновнику не приходило в голову уничтожить кузнечное производство, усматривая в нем пережиток капиталистического прошлого?

Да, мы в неравных условиях. И в большинстве украинских случаев развития утраченной профессии, приходилось учиться заново ходить. Поразительная схожесть в желании воссоздать утраченное объединила восток и запад. Практически одновременно с провозглашением независимой Украины стали создаваться вначале крохотные, маленькие, затем более мощные кузнечные центры в Киеве, Донецке, Львове, Ивано-Франковске, Симферополе, Одессе. Новое котеджное строительство стало активно использовать кованый металл в конструктивных решениях и убранстве. Появился заказчик — возродилось ремесло.

Искусствоведы Донецка и Львова, Крыма и Киева тихо радовались, констатируя на своих теоретических конференциях развитие кузнечества как промысла. О кузнечестве, как искусстве в масштабах всей страны, говорить было рано. Несправедливо было бы утверждать, что кузнечного искусства в Украине за годы советской власти не было вообще. Было. Но количество кузнецов художников можно было пересчитать на пальцах одной руки. Не хочется вспоминать о грустном. Имея Донбасс с огромными запасами металла, западную Украину с ее традициями кузнечных промыслов в народном искусстве, юг страны, где в археологических раскопках древней Таврии находят кузницы скифского периода, кузнечные образцы столичной архитектуры рубежаXIX! XX столетий, все уничтожить и потерять одновременно, — испытание, которое по плечу не всякому обществу. Мы перенесли.

Логика становления искусства

Вначале возродилось из пепла забытое ремесло, затем ремесло переросло творчество. Процесс этот сложный и не быстрый. Для развития кузнечного предприятия, кроме желания и любви к искусству, нужно много прозаического, не связанного с высокой модой. Помещение, оборудование, уголь, наличие заказов, налогооблажение, отношения с местной властью официальной и неофициальной, кредиты, взятые на создание предприятия, и воспитание кузнеца (это должен быть человек, влюбленный в магию горячего металла) — далеко не все проблемы стоящие на пути возрождения.

Не всем это оказалось по плечу. А логика проста до смешного. Нет горна и кузнеца — нет и произведения. Это один из немногих видов художественного творчества, когда материальная база является основным условием создания произведения.

Но есть и еще одно обязательное условие развития кузнечного искусства в любом обществе — наличие одержимых идеей людей. Вот здесь опостылый лозунг «Схщ i захід разом» наконец-то реально оправдан. Кузнечное иcкусство во времена «развитого социализма» с одинаковым идиотизмом задавили на востоке и на западе. А буквально с первых дней независимости и там, и там одновременно заработали первые частные кузнечные предприятия, пересилившие все издевательства местного чиновничьего произвола и достигшие к началу нового тысячелетия приблизительно одинаковых мощностей и художественного уровня.

Беда общая — отсутствие профессиональных кадров. В России есть Красносельское училище, Мухинское училище, Строгановское училище и еще три десятка кафедр кузнечного искусства в больших областных центрах Поволжья, Сибири, Дальнего востока. И нравиться кому-то это или нет, а результат убедителен. Кузнечное дело и кузнечное искуcство в России развито гораздо сильнее. И отношение к кузнецу-производственнику и кузнецу-художнику там лучше, чем у нас. И заказов больше, и дороже квадратный метр каторжного кузнечного труда. У нас по-настоящему развито обучение кузнечной профессии только во Львовской Национальной Академии Искусств. Есть и другие учебные заведения – Киевский институт прикладного искусства имени Михаила Бойчука, несколько центров в западном регионе. Но этого не просто мало, этого ужасающе мало для развитой ценральноевропейской страны с пятидесятимиллионным населением и традициями, которых хватило бы на десяток стран.

Вместе с тем, к художественному образованию в прикладных профессиях во всем мире отношение разное. В Европе кузнец обязан иметь образование, но в большинстве случаев оно скорее техническое. Работе с металлом студентов обучают в колледжах, школах, училищах. Это мог бы быть наш украинский путь развития профессии. Ведь по всей стране открыто много престижных лицеев, коллегиумов, школ закрытого типа. Организовать кузнечное обучение в таком заведении не составит труда для его владельцев.

Ведь деньги нужно вложить сравнительно небольшие, зато резонанс творческого воспитания юного поколения мог бы быть очень сильным. Представляете, какая могла бы быть реклама? В загородном доме уважаемого человека кованые украшения работы сыновей. Безусловно, это пока фантазии, а вот то, что такая практика определяет техническое совершенство, и то, что заграничный кузнец технически подготовлен гораздо лучше нашего, – факт.

Их техническая база мощнее и совершеннее. Но фокус в том и заключается, что технике можно быстро обучиться, а нам определен путь творческий, многосложный. Уж очень талантливый наш народ, чтобы размениваться на километры одинаковых завитушек.

Благое дело — возрождение кузнечного ремесла. Иногда я думаю, что все происходящие и происшедшее это Господнее испытание. Мы вполне могли бы не растерять традиций. Ведь мы трудолюбивый и очень добросовестный народ — многонациональный народ с глубокими историческими корнями. Проедьтесь маленькими уездными городами и все поймете. Какое было цеховое единство и какой высокий был уровень художественного металла. Вот — уцелевшая старинная решетка в Горловке, а вот — в Зинькове, а эта — в Виннице и очень схожая — в Коломые… Удивительная трансформация кованого железа невысокой материальной и вместе с тем огромной духовной ценности.

Современное украинское кузнечество имеет несколько путей развития. Характерным для всего национального «ковальства» сегодня остается новаторство, межующие с явно авангардным стилем большинства мастеров от Донецка до Ужгорода. С искусствоведческой точки зрения все легко объяснимо. Большинство участников сегодняшнего «металлического процесса» не имеют специального художественного образования, а если оно и есть, то, как правило, не «металлическое». Это и хорошо и плохо одновременно. Профессионал после шести лет академической муштры очень аккуратно идет по пути новаторства.

Вместе с тем художник-дизайнер или художник-график или художник-проектант, не обремененный уроками профессии, может создать абсолютно новый образ в чужом и незнакомом ему материале. В мировой практике таких случаев множество. Так, например, знаменитый образ машины-жука, подхваченный фирмой Фольксваген еще до войны и тиражируемой до сих пор, был придуман далеким от машиностроения французским архитектором Ле Корбюзье.

В нашем случае ясно определимы работы кузнецов-производственников и кузнецов-художников. Художников в Украине пока меньше. Как правило, это вчерашние студенты Львова, либо художники (их совсем мало), получившие образование в России и Европе. Я не берусь однозначно определить чьи работы интереснее и лучше. Как и во всяком деле здесь очень многое зависит от личности мастера.

Лакмусовой бумагой в данном случае является не работа в цеху, не заказ для «крутого бизнесмена», «авторитета» или депутата и даже не участие в коллективном труде кузницы, а именно творческая, практически всегда неутилитарная и непродаваемая работа. Такой работой обычно бывает вещь, созданная для художественной выставки.

Художественная выставка, таким образом, становится центром мироздания творческого процесса. Есть кузнецы, где о художественных выставках вообще никто не слышал, но, к большому счастью, выставка как некоммерческая субстанция сегодня знакома большому количеству людей, трудящихся у горна.

Художественная выставка — как платье от Кутюр

Давайте поговорим о выставке престижа, где нет коммерции и где демонстрация идеи и образа, мастерства и умения определяют сознание. Бытие остается на втором плане. Художественная выставка это как платье от Кутюр. Его (платье) не носят. Им любуются и вдохновляются. Цель в данном случае преследуется иная — поиск нового образа. Возможного образца для подражания.

Коммерческих выставок за последнее время было предостаточно. Это абсолютно нормальный процесс становления и утверждения ремесла. Презентация решетки на окно, витой лестницы на второй этаж «жирного» особняка либо пролет межлестничного пространства сегодня уже не удивит зрителя и заказчика. Нужна изюминка. Вот этой изюминкой и становится некоммерческая, творческая, подчас непонятная работа.

Если уже совсем честно, то это звенья одной цепи. Это как «оживочка» в живописи, когда на зеленом фоне появляется неоправданная ярко красная точка. Не оправдана она с точки зрения дилетанта, а профессионал знает, что красное привлечет внимание к зеленому, а общая гамма станет такой, как в природе. Присмотритесь. Отсюда логика. Заказчика нужно заинтриговать, заинтересовать и убедить. Желание сделать творческую работу — обязательный атрибут художника. Иначе это ремесленник.

Если бы все в Украине развивалось с такой логической последовательностью, как развивается искусство кованого металла, вероятно, мы бы были сегодня первыми в мире. А именно. Коммерческая выставка породила творческую. Промежутком стали Ивано-Франковские фестивали-форумы кузнечного мастерства и Донецкий мастер-класс, закончившийся созданием уникальной кованой аллеи в центре промышленного города.

Выставка “Орнаментальне ковальство 2006”

Все случившиеся ранее стало прелюдией к самому главному — художественной выставке в престижном зале Киева — галерее Киевской организации национального союза художников Украины «Мистець», расположенной в самом центре столицы на улице Васильковской. За два года удалось провести три выставки профессионального художественного кованого металла Украины — «взрослую», молодежную и международную. По количеству посетителей и резонансу в пятимиллионном городе выставки художественного металла до сих пор остаются лидерами.

Практически всем киевским предшествовали художественные выставки в Ивано-Франковске. Лучшее отсорбировалось и экспонировалось в столице. Нынешний год для Киева оказался урожайным. Сразу две выставки. Молодежная всеукраинская – «Ковальське сузір’я» экспонировалась с 13 по 21 марта и Международная выставка кузнечного искусства «Орнаментальне ковальство» прошла со 2 по 11 июня.

История искусства – наука очень точная. Эмоции, не подкрепленные фактами, остаются в ранге чувственного восприятия, пропадающего также быстро, как меняется настроение. Я предлагаю Вам документальный материал. Книга отзывов – это критерий, который больше всего боится художник. Здесь всегда правда и она может быть всякой.

«Подих вічності – метал, гармонійна думка — в металі, огнены діяння — метал, святістьдуху— метал, передвічність — минуле, сьогодення, майбутнє — метал. Дякую щиро організаторам за прекрасну виставку. Бажаю Вам чесностіужитті. Не полишайте обраного шляху. З повагою, Катерина». 3.06.06.

«Железный дракон» — гениально» Слипченко О.

«Дякую за чудову виставку! Речі, які тут виставлені, надихають людей замислитися над сенсом життя і не робити різних помилок протягом віку. 3.06.06. П.Стельмах»

«Потрясающая выставка! Одна из тех немногих, что запоминаются на всю жизнь. Среди работ, представленных на этой выставке есть настоящие шедевры. Огромное спасибо. В.Грузинский».

«Супер, спасибо! Коля»

«Выставка вызывает чувство непереходящего удивления — как твердый материал, застывший на вечные времена, передает живое движение. Особенно впечаляет флюгер «Петух и кот» и подсвечник с типично петриковской птахой. Искренне надеюсь, что восторг зрителей приведет мастеров и к материальным вершинам. Желаю удачи. Король А.А.»

«Блискуче! Е.Соболев»

«Очень оригинальная выставка! Спасибо, что порадовали глаз. Л.Юхновская». «Великолепная выставка, очень понравилась робота Лебединца и Ермака из Донецка. Спасибо, что не перевелись еще такие мастера шедевров. Н.Баркова. 9.06.06.»

«Нарешти Bci побачать, що і в металу є душа». О. Панич

«Надзвичайні роботи! Здивувала своєю витонченістю та простотою робота Перепелиці „Підсвічник”, атрохизасмутилакомпозиція „Квіти долі”, хочавоназвертає на себе увагу та дає привід для роздумів (автор Кукурудза В.М.). За виставку за преKpacHi роботи велике спасибі. 10.06.06.»

Добавить комментарий