Меднолитая пластика

Меднолитая пластика в жизни наших предков занимала большое место, о чем свидетельствуют сохранившиеся древние вещи и летописи. Литье с каждым годом привлекает все большее внимание любителей и специалистов во всем мире. Интерес этот закономерен.

Издавна и разнообразно использовались мастерами медь, бронза и латунь на всех этапах развития медной пластики. Нужно лишь помнить, что каждый металл в определенное время применялся чаще других. Производство медной пластики на территории Древней Руси возникло в XI веке с изготовления крестов, нательных крестиков и, в чуть меньшей степени, иконок и образков. Начиная с XII и вплоть до XVII века, основным поделочным металлом в пластике была красная медь.

В XVIII веке ее основательно заменяют бронза и латунь. Наличие дешевого сырья – уральской меди – породило в ХVII-ХIХ вв. целую отрасль ремесла, которая обслуживала старообрядческие поселения края и долгое время существовала потаенно (указом Петра I от 1722 г., на Руси запрещалось изготовление “резных и отлетанных образов”, разрешалось отливать только малые кресты; этот запрет был подтвержден указом Николая I от 1832 г.). Только после известного указа 1883 г., смягчающего положение староверов, промысел легализовался.

В XIX веке на Урале широкое распространение получила старообрядческая традиция оформления медного литья в доски. Чаще всего для этого использовались кресты различных типов – от киотного до напрестольного, которые врезались в центральные доски. Свободное поле покрывали левкасом и заполняли живописным изображением, дополняющим общую композицию Распятия. Из складней, створов, икон и крестов составляли и оформляли в доску большие домовые иконостасы. Известными центрами меднолитой пластики были Екатеринбург, Кушва, Невьянск, Нижний Тагил, Тюмень. Тобольск, Выг (Поморье), Москва, Гуслицы (Подмосковье), Кострома, Вольск (Поволжье).

Мастера-умельцы создавали разнообразные сюжеты, в которых выражали свое видение мира как творения Божьего. На самых древних изделиях всегда непропорциональны изображения Христа и святых. Бросаются в глаза укороченная нижняя часть тела, слишком длинные или слишком короткие руки и т.д. Рельеф тела плоский, а лики выполнены более выпукло. Глаза у фигурок святых круглые с двойной окантовкой век. Характерны прически на прямой пробор и крупные носы В целом изображения этой поры весьма упрощенны. Наиболее старинные экземпляры не имеют декора. Он появляется в XII веке в виде перегородчатой эмали и инкрустации. Однако надо иметь в виду, что и в то время подобные вещи были редкостью, так как заказывать их мастерам могли только состоятельные люди. Качество отливок было традиционно высоким, часто предметы золотились через огонь (огневое золочение в восприятии верующих еще более усиливало священнодейственность литых образов). Произведения меднолитой пластики отличаются проработанностью деталей (их оформляют различные варианты орнамента), палитрой применяемых эмалей. Обратная сторона изделий до XVIII века не обрабатывалась напильником – этот прием стал применяться с XVIII века до окончания работы меднолитейных мастерских на территории России.

Как правило, медные предметы мастер не датировал и не клеймил. Если попались инициалы мастера – это большая удача. Иметь в коллекции такую вещь престижно, хотя почти все они относятся к XIX веку. Высоко ценятся экземпляры, на которых мастер вручную вырезал краткую молитву.

Предметы из медной пластики часто являются семейными реликвиями и передаются из поколения в поколение. По традиции, перед праздниками иконы, складни, кресты чистили песком или глиной. Со временем от такой чистки выступающие детали, особенно лики, стирались. Большую часть изделий находят сейчас при разного рода раскопках и при сносе старых домов, под стены которых предметы закладывались на счастье.

Декор предмета имеет исключительно важное значение для определения времени изготовления. Надо помнить, что искусство медной пластики развивалось от простого к сложному. Поэтому многофигурные композиции, вычурные цветочные обрамления икон, складней, крестов, покрытие их многоцветной эмалью, – говорят о позднем происхождении предмета. Показанные здесь образцы медной пластики являются произведениями искусства и человеческого таланта, украшающего нашу жизнь.

Добавить комментарий