Не случайно именно материалом о Богдане Новосельском, члене-корреспонденте Украинской академии архитектуры, лауреате и дипломанте многих всеукраинских и международных кузнечных выставок-конкурсов и фестивалей, открывается новая рубрика в нашем журнале. Он – автор работ высочайшего уровня. В которых буквально «вылизана» и доведена до совершенства каждая линия. В них есть особенный шарм и особая неповторимость. Эти работы – главная визитная карточка мастера. Однажды на одной из выставок в Ивано-Франковске кузнецы-члены жюри, с восхищением любуясь грацией произведений Богдана, одновременно воскликнули: «Какого великого труда потребовали эти кованые изделия! Эти работы – по-настоящему НЕЛЕНИВЫЕ!». Так и разнесла по всей Украине молва известность их автора. Не всякий может быстро вспомнить его фамилию и отчество, но стоит намекнуть, что речь идет об авторе «неленивых работ» – мы тут же четко представляем себе замечательного мастера художественной ковки из пгт Городенко Ивано-Франковской области…
Работы, в которых нет изнанки
Первые работы Богдана Новосельского в области художественной ковки увидели свет в 1992-м году. Это были три изящные вывески на небольшой пешеходной улочке в центре Тернополя. В них – автобиографическое откровение Богдана. В то время он работал в области монументальной и станковой чеканки в мастерских художественно-производственного комбината г. Тернополя. Но уже в ранних композициях мастера в чеканные произведения смело вводятся кованые элементы.
Кстати, у Новосельского очень красивое отчество – Федорович. И мастерством своим Богдан обязан, прежде всего, своему отцу. Федор Петрович в свои 16 лет осваивал искусство кузнеца в Польше, работая на хозяина-капиталиста Людвика… Когда отец передавал свое мастерство сыну, Богдан в то время уже был зрелым художником.
Прошли годы. Кованые элементы в работах Богдана Новосельского приобрели должный статус и теперь по праву доминируют своей оригинальностью и неповторимостью. Вот их оценка из уст экс-председателя Ивано-Франковского отделения Национального союза художников Украины, член-корреспондента Украинской академии архитектуры, Заслуженного деятеля искусств Украины Бориса Губаля: «На выставках произведения Б.Новосельского подписывать не надо. Их и так не возможно спутать ни с чьими работами. Я бы сказал, что сегодня не только создана в Украине школа Богдана Новосельского со своими собственными традициями, но и родилось в кузнечном искусстве совершенно новое направление».
Председатель Национального союза мастеров художественной ковки Украины назвал работы Богдана «современным украинским барокко».
Но мастер не останавливается в своем развитии. К грации его произведений добавляется грандиозность. Однако остается одна важная особенность в перилах лестниц и балконов, в оформлении ворот и оград, изготовленных в мастерской Новосельского – в них нет изнанки. Они «лицевые» со всех сторон!Сегодня у автора «неленивых работ» много заказов. Возросли эстетические требования у клиентов. Это естественно, поскольку у заказчика растет уровень вкусового восприятия по мере роста уровня предложений художественной ковки. Маленькая кузня Федора Петровича переросла в солидное предприятие Богдана Федоровича. И сегодня экономику большого производства ведет Владимир Богданович Новосельский, развивая отцовский бизнес. В этом году Новосельский-младший защитил диплом магистра международной экономики и продолжает параллельно учиться на факультете художественной ковки.
Однако главным художником-композитором во всех фирменных изделиях остается Богдан Федорович лично. Хотя в этом главенстве тоже есть своя замечательная и даже поучительная для других кузен особенность.
Дух творческого коллективизма
На этом предприятии царит и всячески культивируется коллективный творческий дух. По поводу каждой работы, каждого заказа в этом коллективе из 30 учеников и мастеров художественной ковки обязательно должны прозвучать 30 мнений-замечаний. Все они внимательно анализируются Богданом Федоровичем. Каждый элемент – не просто самостоятельное звено, это, прежде всего, гармоничная часть единой композиции. Поэтому анализ направлен на подчинение мелких деталей всей единой форме и конструкции изделия.
Он непрерывно учит своих мастеров: «В основе композиции лежит некое «чуть-чуть». Где-то чуть-чуть не довел до совершенства какой-то пластический элемент. Чуть-чуть «недонасытил» массой конструкцию. И композиция «посыпалась»…
Двенадцать его воспитанников в этом году направляются на заочное отделение художественной ковки Черновицкого университета, которое открывается на базе Винницкого колледжа специально (!) для рабочих «Кузнечных мастерских Богдана Новосельского».
Кстати, этот мир совершенства открыт и для студентов-выпускников высших учебных заведений художественной ковки: они в мастерской Богдана Новосельского проходят производственную и преддипломную практику. Их потом с большим удовольствием берут на работу в заграничных кузнях…
Мало кто остается в небольшом городке Городенка. Поэтому Богдан Новосельский вынашивает идею создать собственный учебно-курсовой комбинат, в котором будет учиться местная молодежь, чтобы остаться в мастерской навсегда. Правда, для этого нужно вначале найти понимание со стороны местных органов налогообложения и местных властей. Приходится правдами и неправдами доказывать, что ученик – это еще не кузнец. Нужно не поборами душить предприятие, требуя в казну подоходный налог с минимальной зарплаты по каждому ученику, а, если уже не стимулировать материально со стороны государства организацию обучения, как в ПТУ или средней школе, то хотя бы подождать с налогообложением год-два, пока будут созданы новые 5-10 рабочих мест.
Таким образом в Украине не только получила бы развитие школа высшего кузнечного мастерства, поднимая нашу культуру на европейский уровень, но и в экономическом ракурсе предприятие среднего звена могло бы превратиться в большой кузнечно-промышленный комплекс со своими оригинальными традициями. И, что очень важно в плане социальном, – с новыми рабочими местами.
Что же касается пожелания в адрес активно создаваемому сегодня Национальному союзу мастеров художественной ковки Украины, Богдан Новосельский неоднократно высказывался: «Нам нужно культивировать коллективное творческое мышление. Побольше совместных проектов, в каждом из которых потребовалось бы напряженное совместное творческое мышление в совместной работе над композицией, – архитектора, дизайнера, ландшафтника… Вот тогда мы по-настоящему почувствует плечо друг друга и осознаем в полной мере: «Союз состоялся!»