Морозное утро. Близ донецкого аэропорта – ни души. Из-за угла показывается седовласый человек с мужественным выражением лица, колоритной бородой и добрыми глазами. Уже издалека он беспокоится обо мне: подсказывает, где нужно идти, чтобы не поскользнуться. Тепло поздоровавшись, идем в сторону невзрачного на вид гаражного кооператива.
По дороге хозяин, подбадривая и опекая меня, делится историями о себе и своем ремесле. Вдруг обстановка меняется – и утренняя стужа превращается в томную и убаюкивающую влагу теплой мастерской. Меня окружают глина, кувшины, скульптуры, гончарные круги и интересные рассказы. Едва только мастер заканчивает свое повествование, тороплюсь в редакцию. Нужно поскорей рассказать читателям об этом человеке. Таких персоналий не каждый день встретишь.
Нет-нет, издание о металле не изменило себе и не переквалифицировалось в гончарский журнал. Скажем более, наш герой сам нашел путь к кузнечному делу, расширяя границы гончарного мастерства сочетанием с другими древними ремеслами.
Сегодня Александра Викторовича Ткаченко и его мастерскую знают многие в Донецкой области и за её пределами. Гончар достиг заметных высот в своем профессионализме. Так что теперь мастер позволяет себе экспериментировать с формой своего ремесла. Одним из таких экспериментов (без преувеличения, удавшимся) стала инициатива Александра Викторовича объединить искусство работы с глиной с другой деятельностью – мастерством художественной ковки. И мастер уже несколько преуспел в этом деле: гончар провел не одну совместную выставку с кузнецами.
А началось все пятью годами ранее. Александр Ткаченко, выйдя на пенсию, не захотел сидеть сложа рука, ведь это не по его нраву. Решил продолжить начатое еще в юности занятие гончарством. Это, по словам мастера, и возможность приобщиться к искусству, и инструмент для самосовершенствования. К тому же, как выяснил сам Александр Викторович, в Донецком регионе прежние традиции гончарства были полностью утрачены, а теперешние мастерские представляли собой, скорей, коммерческие, чем творческие, проекты. Такое положение вещей еще больше «подстегнуло» Александра Ткаченко к началу работы именно с глиной. Теперь мастер задался целью восстанавливать забытые техники и символы гончарского искусства, тем самым доказывая не очевидную для многих истину: Донецкий край является уникальным центром культуры не только Украины, но и всей Европы.
Так Александр Ткаченко сел за гончарный круг. Первый год был потрачен на правильную постановку рук. Только потом будущий мастер начал осваивать секреты различных гончарских техник и стилей. Было куплено помещение для мастерской, налажены контакты с лучшими в области добытчиками глины. Кстати, весь материал, поставляемый мастеру, сертифицирован по международному стандарту (использует глины: майоликовую и шамотную, терракота, полуфарфор). Александр Викторович собственноручно создал инструментальную базу для своей студии. За пять лет деятельности он сумел не только обучиться элементарным гончарским навыкам, но и выработать собственный стиль. Все, кто видит работы Александра Ткаченко, говорят, что они имеют особый вид. Сам мастер утверждает, что его кувшины, горшки и прочие изделия на первый взгляд кажутся сделанными из дерева. В этом и состоит их творческая особенность. К тому же, гончар не использует для изготовления своих работ никакой глазури и лака. Для этого он взял на вооружение древнегреческую технологию – ганозис: обрабатывает горячие изделия воском и маслом. Это позволяет им сохранять свой первозданный вид и оставаться совершенно безопасными для здоровья человека.
Мастер стал обучать всему, что знает, каждого заинтересованного человека, не забывая совершенствовать и собственные навыки. За все время его работы умение обращаться с гончарным кругом освоили более около тысячи человек, многие из которых выбрали искусство работы с глиной делом своей жизни. Сегодня ученики Александра Ткаченко открыли ряд собственных мастерских.
Александр Викторович признается, что от подопечных не утаивает никаких подробностей ремесла, ведь главная его цель – возродить традиции, реабилитировать гончарство как промысел и искусство, как возможность оторваться от нездорового ритма нашей современности.
Наверно, именно с этой целью мастер создал в конце 2012 года школу «Донецкая гончарня» (в 2013 году стала стартовой творческой площадкой для 30 человек). Теперь Александр Викторович передает свои умения еще большему кругу людей и планирует расширять студию для улучшения условий работы в ней.
Александр Викторович и его «Донецкая гончарня» — участники многих выставок и фестивалей. Гончар регулярно проводит выездные мастер-классы в Артемовске, Горловке, Славянске (в прошлом году – 25). Побывал он с работами и на арт-показах в Киеве. Многие изделия Александра Ткаченко стали украшениями коллекций почитателей искусства из Англии, США, Турции, Чехии и других стран. Вот и сегодня в «Донецкую гончарню» приходит множество заказов на работы и приглашений на фестивали. Например, в этом году Александр Ткаченко участвует в мероприятиях, посвященных 200-летию двух выдающихся личностей – Тараса Шевченко и Джона Юза. Этим мастер выражает посильную поддержку делу возрождения традиций в национальном масштабе.
Своими дипломами признание Александра Ткаченко выразили многие организации, среди которых и Гильдия кузнецов Донбасса.
Кстати, с кузнечеством и ремеслом художественной ковки у Александра Викторовича особые отношения. В его творческих планах – создание уникальных композиций с использованием металла. Естественно, что в этом деле ему смогут помочь только настоящие мастера обработки этого материала. Таким образом донецкий гончар желает соединить в своей деятельности два самых древних ремесла человечества: гончарство и кузнечество. А это как нельзя кстати подходит его идее о возрождении традиций древних искусств.
Вообще Александр Ткаченко в перспективе в своём творчестве видит объединение всех искусств. Так сегодня на показы гончар приглашает барабанщиков, что является совершенным новаторством. Например, на выставке, проходившей 18 января в донецком центре «Арт-глас», вместе с ним выступила шоу-группа «Барабанда». Ребята, играющие в стиле фолк, очень заинтересованы в возрождении народных традиций не только славянского, но и зарубежных этносов. С гончаром их творчество объединяет еще одна деталь: некоторые играют на барабанах уду (африканский ударный глиняный инструмент), которые изготовил именно наш герой.
Соединять музыку и искусство обработки глины мало кто брался. Однако сам гончар утверждает, что и это и другие подобные объединения должны проходить деликатно. Мол, нужно выделять определенную идею и цель в сотрудничестве, а не просто «намешивать» различные творческие составляющие.
Активно налаживает связи руководитель «Донецкой гончарни» и со своими коллегами из разных областей Украины, а также с зарубежными мастерами глины. Так Александр Викторович общается с кавказскими и венгерскими гончарами, надеясь перенять их национальные традиции и опыт ремесла. Помимо профессионального интереса его влечет к такому общению мечта – создание выставочного зала в студии «Донецкая гончарня», в котором были бы собраны работы из Крыма, Прикарпатья, Молдовы, Кавказа и многих других географических пунктов.
Все это подчинено благородной цели: возрождение гончарства как искусства и возвращение человечества к истокам своей цивилизации для нахождения истинного пути развития. И к этой цели «Донецкая гончарня» и её создатель идут уверенно, собирая все больше и больше заинтересованных и сочувствующих. Александр Ткаченко верит, что соединение его ремесла с мастерством кузнечества пойдет на пользу его планам. Ведь, по словам гончара, в произведениях этих искусств каждая частица становится настоящей, ведь создана усилиями человеческого ума и рук от начала и до конца.