«БелПресса» представляет подборку фигур из металлолома, которые можно встретить в Белгороде
Андрей Константиновский работает кузнецом 20 лет и в свободное время даёт вторую жизнь отслужившим своё автомобильным запчастям. Более 500 его работ разъехались по всей России, а самые масштабные остались в родном городе.
«Никаких эскизов я не рисую – картинка сама складывается в голове, – говорит Андрей. – Вижу шатуны, коленвалы, рычаги, шестерёнки и сразу понимаю, куда их приспособить – к ноге, руке, голове фигуры или куда‑то ещё. По этой причине стараюсь не вдаваться в согласования с заказчиком и всегда показываю уже готовую работу: на промежуточном этапе без эскиза очень сложно понять, что за фигура получится».
«Руководитель предприятия увидел где‑то в Подмосковье скульптуру из запчастей, захотел нечто подобное видеть у себя и попросил сделать робота-терминатора. У него склады ломятся от отработанных материалов, запчастей от грузовиков – бери всё, что надо, и вперёд!
Пять вечеров – и робот был готов. Весь металл – с грузовиков, которые не подлежали ремонту. Коленвал, рычаги, амортизаторы, блоки дизельных насосов, вакуумные гидроусилители – всё, что посчитал нужным, всё использовал. Глаза сделал из спидометра и тахометра. Робот как бы охраняет предприятие, поэтому в руках у него пулемёт из дизельных насосов. Монтировали фигуру уже на месте: сначала нижнюю часть – ноги и полтуловища, а потом вчетвером-впятером установили верхнюю – скрутили болтами и для надёжности приварили. Весит робот около 250 кг».
«На этом заказчик не остановился и решил поставить рядом сторожевого пса. Теперь он дал уже мне полный карт-бланш и совершенно не вмешивался в процесс работы. В субботу я начал, а в воскресенье собака уже была готова. Собрал её на одном дыхании, потому что сразу видел образ в голове: как сделать лапы, пасть, уши, глаза. Собака тоже получилась увесистой – примерно 150 кг, потому что на ноги и хребет я использовал коленвалы с грузовиков»
«С противоположной от робота стороны тот же заказчик захотел поставить вторую фигуру – на этот раз девушку. В этом же стиле я поэтапно её собрал из запчастей и деталей, которые были под рукой. Она получилась чуть выше – примерно 2,5 м и немного тяжелее – под 300 кг, потому что использовал детали потяжелее. Как и робот, она охраняет территорию предприятия, только в руках у неё не пулемёт, а меч-кладенец. Глазки барышне сделал чуть поменьше – использовал приборы давления масла, амперметр, а волосы и подобие причёски соорудил из гофрошлангов»
«Для нового офисного здания заказчик попросил сделать необычное мусорное ведро, и я как‑то сразу придумал его в виде робота R2D2. Я не фанат «Звёздных войн», но когда‑то давно посмотрел все серии: там много интересной механики, много идей, которыми можно вдохновляться и использовать в работе. Собирал робота в основном из отходов из своей мастерской.
У моего R2D2 есть педалька, и, если её нажать, голова опрокинется и мусорка откроется. Полукруглая голова, тело, три ножки. Для ног использовал амортизаторы, которые обрамил в прямоугольный корпус. Готовую фигуру покрасили в белый и синий цвета, как в кино».
«Между созданием собаки и R2D2 ко мне обратился владелец магазина электроинструментов, который заметил мои предыдущие работы. Он захотел поставить на входе в магазин механического человека с бензопилой. Так как торгует он в основном японской техникой, за образ мы решили взять самурая, только с бензопилой вместо катаны.
Поначалу мне было туго, потому что заказчик решил контролировать процесс – хотел согласовывать эскизы, смотреть работу. Но потом он бросил и сказал: делай, как видишь и как считаешь нужным. Привёз мне разобранные бензопилы – цепь, шины, цилиндрики (наша бензопила получилась шестицилиндровой), и через неделю всё было готово. Загрунтовал, покрасил, смонтировали на месте по частям. Пару лет уже этот самурай стоит».
«Один знакомый загорелся созданием механических лошадей – жеребца и взрослого коня. Обсудили, посмотрели примерные картинки в Интернете, но даже по ним я не могу дать точного представления человеку, что у меня получится в итоге, ведь я делаю из того, что под руками. Этого жеребёнка я собрал за один день: в час начал, а в девять он уже стоял, правда, без хвоста и головы. На следующий день приварил голову, хвост и мелочи всякие. Использовал шатуны, коленвалы, поршни, шрузы на копыта, амортизаторы, пружины, тяги, рычаги, вакуумники. Чуть не угадал с анатомией ушей – их придётся немного срезать и отодвинуть назад, ближе к затылку, чтобы соблюсти пропорции. Осталось сделать коня. А вот куда именно он решит поставить этих лошадей – даже я пока не знаю».
Белгородец Пётр Черных считает себя учеником Андрея Константиновского. Он делает на заказ кованые сувениры, а в свободное от работы время тоже балуется скульптурами из запчастей. Рядом с домом в селе Стрелецком Пётр строит детскую площадку, где и собирается установить готовые изделия.
«Постепенно облагораживаю территорию, – рассказал мастер. – Там уже стоит собачка, краб, черепаха, дерево жизни – из всего, что под рукой было: трубы, колодки, пружины, части комбайна и даже коровьей поилки. Как только наладится погода, начну красить».
Скульптуры из запчастей замечают не только в областном центре: в Бирюче, к примеру, установлен нехитрый робот на лыжах. Работы мастеров в более компактном формате – в виде сувенирных статуэток – расходятся по частным коллекциям.
Брала интервью Елена Байтингер. «БелПресса». Фото из архива Андрея Константиновского