Индонезия претендует на статус алюминиевой державы

Первичный алюминий

Страна собирается увеличить инвестиции во все этапы производства алюминия

От редакции

Индонезия вновь удивляет. Пока непонятно, со знаком плюс или со знаком минус для России. Последние два года «Про Металл» часто писал об этом островном государстве в контексте производства никеля. Но никелем аппетиты властей Индонезии в цветной металлургии не ограничиваются. При поддержке Китая Индонезия собирается стать не только поставщиком бокситов, но и производителем, и потребителем алюминия. Правда, нет ответа на один вопрос: где взять дешёвую энергию для этого?

Кстати, в этом вопросе Индонезии вполне могла бы посодействовать Россия в лице «Росатома» со своими проектами мини-АЭС. Политически для этого никаких проблем нет. Индонезия сохраняет с Россией дружеские отношения, несмотря на ощутимое давление Запада. Другой вопрос, насколько экономически нужно самой России появление ещё одного сильного игрока на мировом рынке алюминия? Не секрет, что Индонезия хочет развивать алюминиевую отрасль и для того, чтобы заместить российскую и китайскую продукцию, которые находятся под санкционным прессом. Но ведь при желании здесь можно придумать и более многоходовую комбинацию в российских интересах.

Пока что аналитики Fastmarkets сообщают, что инвестиции в горнодобывающую промышленность Индонезии растут на фоне эмбарго на экспорт бокситов и нацелены на развитие собственной алюминиевой промышленности.

Политическая цель — развитие полного цикла производства металлов

Основная цель двадцатилетнего плана развития страны, известного как «2045 — Видение Золотой Индонезии», — вывести экономику страны на 5 место в мире. Важнейшим условием успешного решения этой задачи является создание полного цикла производства металлов и, главное, локализация переработки основных местных полезных ископаемых, включающих бокситы, никель и медь.

Для этого правительство развивает промышленную и транспортную инфраструктуру, повышая конкурентоспособность страны, и проводит структурные реформы, упрощающие нормативно-правовую базу и процессы лицензирования.

Ещё одним способом достижения политических целей является запрет на экспорт не переработанного минерального сырья для стимулирования развития местной промышленности. Такой метод был успешно опробован на никелевой руде, а затем, с установлением запрета на экспорт бокситов, распространился и на алюминиевую промышленность.

«Эмбарго на экспорт из Индонезии необогащённых руд было особенно успешным в отношении никеля», — рассказывает аналитик компании Fastmarkets Оливье Массон. «Страна сейчас лидирует по его добыче и в 2023 году добыла 55% мирового объёма никелевой руды и произвела 42% рафинированного металла. Поддержка индонезийского правительства в сочетании с огромной потребностью Китая в никеле заставила китайские компании инвестировать в производство этого металла в Индонезии.

Первая волна инвестиций была направлена на выработку никельсодержащего чугуна (NPI) для производства нержавеющей стали в обеих странах, вторая же волна направлена на удовлетворение растущих потребностей в никеле при производстве аккумуляторов».

В связи с тем, что сын бывшего президента Индонезии Джоко Видодо был избран в начале этого года на должность вице-президента страны, аналитики ожидают сохранения существующего политического курса.

«Это продолжение политической династии, а значит, подход, доказавший свою успешность в никелевой промышленности, будет распространён и на алюминиевую», — считает аналитик Fastmarkets Энди Фарида.

По его словам, стабильный рост ВВП Индонезии, даже несмотряна определённое падение в период пандемии, означает высокую вероятность успеха страны в развитии перерабатывающего производства. Фарида особенно отметил, что ВВП на душу населения в Индонезии вырос с 1572 долларов в 2006 году до 3558 долларов в 2016, когда начались инвестиции в производство никеля.

Запрет на экспорт бокситов

Для стимулирования дальнейшего развития металлургической промышленности Индонезия в 2021 году объявила о грядущем запрете на экспорт бокситов, который вступил в силу 10 июня 2023 года. По мнению Fastmarkets, этот запрет будет продолжать действовать и в обозримом будущем.

Индонезия занимает 6 место в мире по добыче бокситов. По данным геологической службы США запасы этого минерала в стране составляют 1 миллиард тонн, но в 2023 году было добыто только 20 миллионов тонн.

Бокситы из Индонезии некогда составляли львиную долю китайского импорта этого минерала, достигая 75% от его общего количества, вплоть до того момента, когда Индонезия впервые ввела эмбарго на экспорт бокситов в 2014 году. Этот запрет был отменён в 2016 году и возобновлён в 2023.

В результате сейчас Китай получает основную часть (70%) бокситов из Гвинеи. Теперь же, когда Индонезия расширяет возможности инвестиций в свою алюминиевую промышленность, поставки бокситов и глинозёмов из Юго-Восточной Азии могут резко снизить объём китайского импорта из Гвинеи и таким образом повлиять на весь мировой рынок алюминия.

Алан Кларк, директор CM Group, рассказал участникам конференции агентства Fastmarkets по бокситам и глинозёму, проходившей в апреле в Майами, что по мере развития перерабатывающих мощностей в Индонезии, экспорт бокситов из Гвинеи будет снижаться «потому что глинозём будет производиться именно в том регионе, где он необходим», а поскольку добываемые бокситы имеют хорошее качество и цена глинозёма будет конкурентноспособной, то он, по всей вероятности, сможет вернуться на рынок Китая.

Inalum увеличит производство в 4 раза

Планы по увеличению производства алюминия уже реализуются, но для полного их выполнения Индонезии необходимо наладить достаточное производство глинозёма.

В феврале, по данным источников агентства Fastmarkets, индонезийское правительство увеличило квоты на добычу бокситов на дополнительные 14 миллионов тонн. Это сырьё будет использовано на индонезийских алюминиевых заводах, а запрет на экспорт бокситов останется в силе.

Один из основных производителей алюминия в стране — Indonesia Asahan Aluminium (Inalum) работает вместе с компанией из ОАЭ Emirates Global Aluminium (EGA) над расширением своих производственных мощностей. На настоящий момент компания может производить примерно 275 000 тонн в год и рассчитывает увеличить свои производственные мощности до 600 000 тонн в год.

Источники агентства уточнили, что пока этот проект находится на стадии технико-экономического обоснования и сроки его реализации неизвестны. Тем не менее, есть информация, подтверждающая, что правительство намерено в итоге увеличить производственные мощности компании Inalum до 1 миллиона тонн в год.

Алюминиевый завод этой компании потребляет сейчас примерно 500 000 тонн — половину всего индонезийского годового производства глинозёма, а оставшиеся 50% продаются сторонним компаниям.

Индонезийский глинозём недавно стал появляться и на спотовом рынке, в связи с тем, что австралийские поставки стали менее надёжными после объявления компанией Rio Tinto форс-мажора по отправке грузов из портов Квинсленда и сокращения производства на алюминиевом заводе компании Alcoa в Куинана, в Западной Австралии.

Цена на глинозём на условиях FOB Австралия, по данным Fastmarkets, достигла 19 июня 506,46 USD за тонну. Со 2 января 2024 этот индекс вырос на 155,9 доллара с 350,53 USD. В основном это связано с недостаточностью поставок из Гвинеи, Австралии и Индии.

Участники рынка внимательно следят за Индонезией, как за возможной альтернативой Австралии в роли поставщика глинозёма.

Глобальный интерес к Индонезии растёт вместе с ростом инвестиций производителей электромобилей в эту страну

14 июня министр промышленности Индонезии Агус Гумиванг Картасасмита заявил, что страна планирует производить 600 000 электромобилей к 2030 году.

Правительство в партнёрстве с 4 китайскими компаниями — Neta, Wuling, Chery и Sokon — планирует создать в стране хаб по производству и экспорту электромобилей.

«Индонезия имеет все возможности для использования своих ресурсов и увеличения своей роли в мировой экономике, поскольку она явно становится важным промышленным партнёром постиндустриального Китая», — считает Фарида.

Китайские компании лидируют по продажам электромобилей на индонезийском рынке. В апреле по данным Индонезийской ассоциации автомобильной промышленности (IAIA) самыми продаваемыми моделями стали Wuling Baojun Yundo, Chery OMODA E5 и Wuling Bingo.

В январе компания BYD, крупнейший в мире производитель электромобилей, сообщила, что вложит 1,3 миллиарда долларов США в строительство фабрики в Индонезии. Это объявление было сделано на презентации трёх новых легковых автомобилей в Джакарте. Компания заявила, что хочет закрепить свои позиции лидирующего игрока индонезийского и мирового рынков.

По данным голландского банка ING алюминий, кроме использования при производстве кузовных деталей автомобилей, является основным материалом электродвигателей, корпусов и защитных элементов аккумуляторов, а также систем их охлаждения.

Использование алюминия растёт и при производстве обычных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, поскольку относительно небольшой вес этого металла, а, соответственно, и снижение веса готового автомобиля, позволяет сжигать меньше топлива и снижать выбросы в атмосферу. По данным консалтинговой компании Ducker Carlisle средний расход алюминия на автомобиль вырос со 121 кг в 2006 году до 205 кг в 2022 и весьма вероятно достигнет 256 кг к 2030.

Игорь Кузнецов, по материалам Fastmarke
PROMETALL. 2 июля 2024

Добавить комментарий