Аккумулятор без зарядки: что происходит с мировым рынком лития

Литий

Еще недавно казавшийся железобетонно крепко стоящим на ногах глобальный рынок лития вдруг залихорадило. Внезапно выяснилось, что предложение стало сильно опережать спрос, а рынок электромобилей – сильно отставать от темпов роста поставок лития. А пока рынок находился в поисках баланса, цены на литий упали почти в два раза. Попробуем разобраться, каких новостей стоит ожидать производителям этого с некоторых пор драгоценного металла.

Понадеявшись на рост рынка электромобилей в Китае, главного их рынка, производители лития с удвоенным энтузиазмом взялись за добычу в надежде заработать. Но в погоне за прибылью они ненароком обогнали электромобили, точнее, темпы их распространения. Для примера, продажи электрокаров в Китае с января по октябрь 2023 года выросли на 1,5 миллиона единиц по сравнению с 2,3 миллиона единиц, проданными за тот же период 2022 года.

Производители вроде Albemarle, одного из крупнейших в мире производителей лития, отреагировали мгновенно. Они стали корректировать сроки проектов, сокращать затраты и даже планировать сокращения рабочей силы. Компания быстро перестроилась и занялась процессом оптимизации своих затрат, сократив расходы примерно на $95 млн ежегодно. Об отмене выплат дивидендов за второе полугодие 2023 года сообщили также в компании Pilbara Minerals, о похожих планах сообщили также в Liontown Resources и других компаниях.

Короче говоря, прямо сейчас миру столько лития оказалось не нужно. Но это явление, очевидно, временное. К 2030 году на электрокары будет приходиться до 60% новых автомобилей, и этот литий надо будет где-то срочно брать. Даже можно рассчитать, сколько именно его понадобится. К примеру, для аккумулятора лишь одного экземпляра Tesla Model S необходимо около 12 кг лития.

К тому же уже сегодня активно принимаются законодательные акты с прицелом на будущее. Например, перспективнейшие в плане электрокаров Нью-Йорк и Калифорния объявили о запрете на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года, а к 2030 году половина продаж новых автомобилей в США будет приходиться на электромобили. В Европе пошли еще дальше и вовсе запретили продажи иных автомобилей, кроме электрических, с 2035 года.

С общественным сознанием тоже идет активная работа, например, в прошлом году в США во время трансляции Супербоула – одного из главных спортивных событий в мире, рекламные паузы во время которого стоят миллионы долларов – половина рекламы автомобилей пришлась на электрокары.

Но то в будущем, а пока наблюдается дисбаланс между дефицитом и профицитом. Хотя есть и естественным образом тормозящие факторы, как то задержки с выдачей разрешений на добычу полезных ископаемых. Конечно, литий вполне вписывается в общую систему отказа от добычи ископаемого топлива, это легкий металл, используется в электричестве, помогает уходить от нефти и газа. Все было бы хорошо, если бы не его добыча и ее влияние на экологию. «Друзья Земли» (FoE) уже не раз заявляли, что добыча лития неизбежно наносит вред почве и вызывает загрязнение воздуха. А ведь когда-то литий использовался только в керамике и фармацевтике, и его добыча не была такой массовой и никакого вреда экологии не наносила.

В общем, главные мировые экспортеры рано радовались и пока могут попридержать соответствующие надежды. Это австралийцы, зимбабвийцы, а также целая плеяда стран из Южной Америки вроде чилийцев, аргентинцев и боливийцев с бразильцами. Так что расцвету латиноамериканского континента придется немного подождать. Их экономическое и технологическое доминирование, весьма, к слову, вероятное, откладывается.

sectormedia.ru. Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)

Добавить комментарий