Металлургия осталась без металлургов

Литье металла

Начало осени – неизбежно ассоциируется у всех с началом учебного года, с периодом обучения в целом, получения новых знаний, с новыми начинаниями и новым деловым сезоном. Именно осенью, после летнего затишья, активизируется работа бизнеса по подбору нового персонала, повышению квалификации и переподготовке уже существующих кадров. И именно осенью начинают свою подготовку в высших учебных заведениях будущие работники высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе и металлургической, а компании отрасли начинают «вербовать» себе квалифицированных молодых кадров. Как в России обстоят дела с подготовкой кадров, как рабочих, так и руководящих, для металлургической отрасли? С дефицитом каких кадров сталкиваются металлурги, почему этот дефицит сформировался и как его преодолеть? Разбираемся в проблеме вместе с хэдхантерами, учебными заведениями и самом компаниями отрасли.

Кого ищут металлурги?

По данным главного эксперта по рынку труда, руководителя направления клиентской эффективности hh.ru Натальи Даниной, в первом полугодии 2023 года в России было открыто 144,5 тысячи вакансий в металлургии, причем 11 тысяч из них находятся в Свердловской области и Москве. За год спрос на кадры в металлургических компаниях увеличился на 23% по всей стране, что свидетельствует о высоком спросе на работников в этой отрасли. Диапазон средних предлагаемых зарплат, по оценкам hh.ru , за январь-июнь в металлургических компаниях составляет от 55 до 120 тысяч рублей, что на 9-14 тысяч рублей больше, чем год назад.

В основном (60%) вакансии предназначены для специалистов с опытом работы от одного до трех лет, в то время, как только 22% требуют более трех лет опыта работы. Для новичков без опыта работы подходят всего 18% вакансий в металлургии.

«Сегодня компании из отрасли «Металлургия, металлообработка» чаще всего ищут токарей (8% вакансий), слесарей (7%), разнорабочих (7%), сварщиков (6%), менеджеров по продажам (5%), инженеров-конструкторов (4%), машинистов (3%), водителей (3%), операторов станков с ЧПУ (3%) и электромонтажников (3%). В ТОП-5 регионов по доле вакансий от компаний из отрасли “Металлургия, металлообработка” в первом полугодии вошли: Свердловская область, Москва, Челябинская область, Санкт-Петербург и Московская область», – описывает ситуацию Наталья Данина.

Статистика сервиса SuperJob свидетельствует, что металлургия входит в ТОП-5 производственных отраслей с наиболее высоким спросом на персонал в августе, уступая лишь секторам производства промышленного оборудования, производства металлических изделий и металлообработки и машиностроению.

Готовы ли специализированные учебные заведения к растущему спросу? Региональный опыт Череповецкого государственного университета

Череповецкий государственный университет ключевой партнер компании Северсталь поп подготовке кадров для металлургической отрасли. Екатерина Викторовна Целикова, ректор ЧГУ, считает, что рынок труда несколько изменился, идет настоящая борьба за кадры, тем более квалифицированные. Особо востребованы выпускники направлений «Черная металлургия» и «Обработка металла давлением».

По мнению кадровой службы предприятия ПАО «Северсталь», на производстве сейчас востребованы рабочие высоких разрядов, станочники, слесари, сварщики, электрики, машинисты кранов. На эти специальности всегда стабильный спрос.

По мнению ректора Череповецкого государственного университета Екатерины Целиковой, с каждым годом все труднее набирать студентов на инженерные направления подготовки, идет снижение интереса молодежи к работе на предприятии. Вузы сталкиваются с такой проблемой: «С одной стороны – это увеличение бюджетных мест, с другой – ухудшение показателей сдачи ЕГЭ по физике и математике. Например, в 2021 году эти предметы сдавали 1265 человек, в 2023 – 813 человек. Во время встречи конкретизировали задачи по таким направлениям, как ранняя профессиональная ориентация, образовательная деятельность, практика и развитие науки.» – рассказала ректор ЧГУ.

Выпускники Череповецкого университета выходят с соответствующей квалификацией, конечно, нужно еще вкладывать в их адаптацию и обучение на месте, существует система наставничества на производстве. Есть один очень интересный опыт взаимодействия компании Северсталь и Череповецкого государственного университета. В университете есть специальный проектный модуль, когда студенты во время обучения практически погружаются в производственный процесс через решение конкретных кейсов от предприятия. Решение задач идет вместе с наставником и ментором от предприятия, работодатель уже со 2 курса видит и ведет будущих специалистов. Разрыв небольшой, компания вкладывает и в инфраструктуру, и участвует в разработке совместных образовательных программ, например, сейчас остро нужны специалисты по огнеупорам, и ЧГУ оперативно реагирует: разрабатывает и запускает новый профиль.

​​​​​​​С каждым годом в ЧГУ все больше и больше поступает абитуриентов из профильных средних специальных заведений, у нас сложились партнерские отношения с Череповецким металлургическим колледжем, идет проработка системы Инженерные классы- СПО – ВУЗ – предприятие. Есть идея учета изученных профильных дисциплин в СПО при поступлении в ВУЗ. «Считаю, что систему бесшовного профильного образования нужно совершенствовать, время требует обновления и законодательной и учебно-методической и технической базы» – поделилась Е.В.Целикова, ректор ЧГУ.

​​Сейчас таких инвестпроектов стало больше. В 2022 году с коллегами подавали заявку на участие в федеральном проекте «Передовая инженерная школа». Это масштабная программа, в которой проекты представили 87 ведущих вузов страны. В первой волне было выбрано 30 университетов. По словам Валерия Николаевича Фалькова, Министра науки и высшего образования, проект по созданию передовых инженерных школ вызвал огромный интерес, как у вузов, так и у высокотехнологичных компаний по всей России. Минобрнауки вышло с инициативой в Правительство РФ о проведении второго этапа отбора вуза для передовых инженерных школ, который начался осенью этого года. Череповецкий госуниверситет примет участие во второй волне, поскольку создание передовой инженерной школы – одна из стратегических задач университета, для участия в проекте мы проработали и подготовили качественную заявку.

​Мы изучили лучшие мировые кейсы, они основаны на перемещение образования на производство: получение практического опыта и профильного образования на производственную площадку предприятия.

Но мы хотим поделиться своим совместным кейсом: десять лет Череповецкий университет и компания «Северсталь» занимается ранней профориентацией. В 4 школах Череповца есть инженерные классы, в образовательной программе которых зашито очень много полезного и вовлекающего в специальность. Инженер – тот человек, за которым будущее! В начале учебного года проводим несколько ключевых мероприятий: родительское собрание в Доме научной коллаборации, знакомим родителей и детей с ЧГУ и производством. Стало традицией, собирать Машину Голдберга на Посвящении в инженеры. В рамках встречи с родителями организовываем экскурсию в региональный научно-технический центр, а для школьников — мастер-класс по использованию электронных эмуляторов при подготовке к ЕГЭ по физике. Обучение в инженерных классах – это углубленное изучение профильных предметов, обязательные и вариативные дополнительные занятия, погружение в специфику компании «Северсталь». В 2015 году он появился по трехсторонней инициативе, а теперь перерос в целую экосистему с большим количеством партнеров и возможностей. Сейчас проект реализуется в четырех школах города: №12, 14, 17, 23. Всего в программе задействовано 164 ученика 10-х и 11-х классов. Часть занятий проходят на базе нашего Дома научной коллаборации имени И.П. Бардина.

По данным статистики более 60% технологий, нужных для будущего (в условиях перестройки, устойчивого развития, снижения углеродного следа), еще не созданы. Инженерное направление широкое, а 10-11 класс – это время «попробовать» и определиться, тем более что в проекте «инженерные классы» созданы все условия для этого.

Кто должен решить проблему: завод или государство?

Руководитель отдела кадров Деденевского завода металлоизделий Владимир Толстиков

«Кадров в металлургической отрасли действительно не хватает: предприятия испытывают острейшую нехватку кадров за последние 25 лет. Одна из причин — российская промышленность сейчас показывает уверенный рост. Это обусловлено большим количеством заказов у предприятий, что в свою очередь, требует расширение штата. А где брать специалистов? Хорошие сотрудники уже кем-то заняты, а брать кого попало и обучать с нуля довольно время- и трудозатратно. Нам в ДЗМ, например, сейчас требуются операторы лазерных станков, но таких специалистов мы найти не можем уже несколько месяцев. Хороших сварщиков тоже сегодня практически невозможно найти. Их в принципе мало, да и на HeadHunter и SuperJob они не сидят. Таких специалистов не увольняют и не отпускают с производства. Если они сами захотят уволиться — им повысят зарплату, выплатят премию и сделают все, чтобы удержать на производстве.

Эта проблема тянется еще со времен пандемии. Одна из причин — низкая популярность таких рабочих специальностей. Другая причина — у молодежи нет мотивации развиваться в рабочих специальностях. Вот сейчас у нас в России есть льготы для сотрудников ВПК, но не для остальных отраслей.

В учебных заведениях нет профессиональной подготовки таких специалистов, как, например, оператор лазерных станков. Если их не готовить в колледжах, то и на рынке труда профессионалов в этой отрасли будет слишком мало. Как итог, нужно обучать людей своими силами. Мы уже готовы брать на завод только что выпустившихся студентов и учить их буквально с нуля, чтобы закрыть свою потребность в сотрудниках той или иной специальности. В колледжах должны давать теоретическую базу и практический опыт работы. Сейчас из колледжей не выпускают готовых специалистов. Те, кто есть, не умеют работать на современном оборудовании. Все дело в том, что у образовательных учреждений не хватает финансовых возможностей, чтобы закупить дорогостоящее оборудование и обучать на нем. Нужен же ведь не один станок, а несколько. А еще технику нужно обслуживать, ремонтировать в случае надобности. Это тоже денег стоит, и не маленьких.

Для подготовки специалистов нужно, чтобы местная администрация или министерство образования выделяли бюджет на закупку станков в учебные заведения. Студенты должны учиться работать на современном оборудовании. Проблема в том, что станки нужны не одному колледжу, а всем. По идее, можно организовывать курсы и обучать специалистов под себя — этот вариант решения проблемы. Но я считаю, что это не совсем правильно.

Эта проблема должна решаться все-таки на уровне государства, в первую очередь».

Директор Сосновоборского завода металлоконструкций и резервуарного оборудования (ООО «СЗМК») Павел Викторович Сачков

«Вопрос с наймом инженерных кадров – достаточно острый. Далеко не все выпускники профильных учреждений хотят работать по специальности. Готовых кадров на рынке не много.

Что касается пополнения кадрового состава: мы постоянно находимся в поиске кадров, так как завод расширяется и растет. Среди успешных кейсов адаптации сотрудников есть найм молодого специалиста со стажем 4 года в инженерной отрасли, но на предприятии иного профиля. База в виде профильного образования важна, а вот на опыт смотрим в последнюю очередь – всегда готовы взращивать внутри организации.

Основной инструмент, который используем – наставничество, помощь коллектива. Молодой человек приходит к нам на завод, знакомится с технологией, оборудованием. И с ним взаимодействуют опытные рабочие-производственники, а также инженеры. Ряд специалистов работают на нашем предприятии более 7 лет – знают специфику, требования заказчиков к нашему виду продукции, всю технологию и проектную документацию. При этом в обязательном порядке молодому специалисту назначаем наставника – более опытного специалиста той же области деятельности.

На сегодняшний день разработали систему по обучению теоретической и практической части по вводу в профессию. Не так давно наняли нового сотрудника на вакансию «чистильщик металла»: после прохождения всей процедуры, он 4 смены провел в качестве наблюдателя/практиканта в зоне дробеструйной установки. После – сдал экзамен с обширной теоретической и практической частями. Продолжительность дальнейшей работы в паре с наставником зависит от человека.

Так решаем вопрос оторванности от реальности молодых специалистов.

Как правило, не знают современных технологий, оборудования, перечня требований к конструкторской документации. При этом заказчик меняется: требования растут, технологические решения усложняется. Какое вижу решение?

Давать на базе ССУЗов – техникумов и училищ – насколько это возможно приближенное к производственной деятельности обучение и знания. Возможно, это коллаборации с предприятиями: наработка производственного опыта во время летней практики, экскурсии на предприятия как минимум. Мы, на самом деле, это практикуем. Берем на оплачиваемую практику студентов Сосновоборского механико-технологического техникума.

Вопрос достаточности инвестиций бизнеса в подготовку и переподготовку кадров на предприятии – весьма субъективный. Я однозначно за отслеживание со стороны предприятий актуальных образовательных программ и оплачивание обучения специалиста. Ведь новые знания монетизируются в эффективность для самого производства. Мы отправляем на дополнительное обучение только за счет предприятия, без заключения контракта со специалистом о каких-либо обязательствах с его стороны. Интерес к знаниям и профессиональному росту, на мой взгляд, поддерживают также конкурсы по профессии, которые регулярно организуем на предприятии. Таким образом, комбинируем обучение в рамках предприятия с дополнительным образованием».

Пресс-служба «Северстали»

«Рынок труда несколько изменился. Компания “Северсталь” также, как и другие крупные предприятия, наблюдает большую конкуренцию компаний за кандидатов, отсюда рост затрат в том числе временных на их подбор. Зарплатные ожидания кандидатов вполне адекватны этим изменившимся условиям.

На производстве сейчас востребованы рабочие высоких разрядов, станочники, слесари, сварщики, электрики, машинисты кранов. На эти специальности всегда стабильный спрос.

Чтобы справиться с кадровым голодом, мы стали чаще обращаться не только и не столько к соцсетям (хотя мы регулярно публикуем вакансии на своих страницах ВК и телеграм-каналах), сколько к альтернативным способам привлечения персонала, в частности, рекламным инструментам, инструментам HR-маркетинга. Также еще больше внимания мы стали уделять бренду работодателя и представленности в ключевых регионах присутствия. Кроме того, мы работаем над удержанием и обучением сотрудников, внедрили программу благополучия для сотрудников и членов их семей».

В компании также принято решение по уменьшению сроков обучения по ряду ключевых профессий. Это актуально для соискателей, не имеющих необходимой квалификации. Например, ранее, чтобы получить квалификацию слесаря-ремонтника необходимо было обучаться пять месяцев, теперь освоить профессию можно за три. Кроме того, по ученическим договорам пересмотрен и уровень оплаты. Ранее единый размер стипендии на весь период обучения составлял 31 250 рублей, с июля этого года – стипендия в первый месяц обучения составляет 34 375 рублей, со второго месяца обучения 42 187 рублей. По рабочим средняя зарплата составляет около 82 тыс. руб.

С дефицитом рабочих кадров в будущем призван помочь федеральный проект «Профессионалитет», который мы поддерживаем (инвестиции компании в 2022-2024 гг. – 60 млн руб.). В 2025 году Металлургический и Технологический колледжи Череповца, участвующие в программе, выпустят первых 200 специалистов.

Можно сказать, что мы ищем будущих сотрудников не только в вузах, но и уже на школьном этапе. Мы поддерживаем инженерные классы (в Череповце у нас 6 классов, 180 учеников, предусмотрена усиленная подготовка к выпускным экзаменам по профильным предметам), проводим экскурсии, вовлекаем в проектную деятельность в «Кванториуме». В этом году 8 выпускников инженерных классов и выпускница, закончившая школу по другому профилю, заключили целевые договоры с «Северсталью». Будущие студенты выбрали Череповецкий госуниверситет, Уральский федеральный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский горный университет и Петербургский государственный университет путей сообщения. Целевой договор от компании позволит поступать в университет вне общего конкурса, а затем пройти практику и стажировку в подразделениях «Северстали». Студенты-целевики при успешной учебе будут получать дополнительную стипендию от «Северстали». По окончании вуза им необходимо отработать на предприятии не менее 3 лет. Целевые договоры могут заключить и действующие студенты.

Мы стараемся поднимать престиж рабочих профессий не только среди детей, но и среди их родителей. Очень помогает промтуризм: дети и взрослые могут убедиться, что современная шахта – это не кирка и лопата, а компьютерное зрение и автоматизация. Современный завод весь пронизан датчиками, а агрегатами управляет ИИ.

В 2022 г. «Северсталь» направила более 28 млн рублей на поддержку профильных учреждений среднего образования.

230,6 млн рублей направлено на программы развития персонала, 80% сотрудников прошли обучение в прошлом году».

По материалам metallplace.ru

Добавить комментарий