На берегах Невы утонули в воздухе последние звуки бьющегося о наковальню молота. Десятый Санкт-Петербургский кузнечный фестиваль «Золотой Двутавр» окончен. В финальном обращении организаторов к участникам значится: «Кузнецы опять подтвердили своё место в большом мире искусства, творчества и ремесла. Этот фестиваль стал поистине одним из значимых событий не только кузнечного мира, но и настоящим экспертным мероприятием для многих поклонников профессии».
Собственно, в «экспертный» форум мастеров ковки превратился еще перед самым открытием. Именно 16 мая за четыре часа до официального старта праздника в музее Российского национального минерально-сырьевого университета «Горный» состоялся научно-практический семинар по вопросу изучения работы известного мастера Алексея Мерцалова «Пальма». Люди, знающие толк в ковке и металлах (участники фестиваля, президент «Союза кузнецов России» Юрий Шагунов, студенты и преподаватели кафедры Художественной обработки металла университета), разбирались в нюансах создания знаменитого произведения. И пришли к выводу, что расхожая легенда о пальме из единого отрезка рельса не имеет под собой никакого основания. Резолюция заседания гласит: «найдено подтверждение использования кузнечной сварки». Более подробную информацию о семинаре организаторы пообещали разместить в специальном буклете с приложенным к нему видео-диском.
И только к 14:00 в Атриуме Комендантского дома СПб ГБУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга» (далее – Атриум Комендантского дома) началась процедура регистрации участников. Стартовая пресс-конференция и торжественное открытие прошли несколько позже. Гостями открытия стали авторы конкурсных работ, члены «Гильдии кузнецов», представители «Союза кузнецов России», представители «Союза кузнецов Урала», представители СМИ и гости. На торжестве прозвучали приветствия и поздравления «заочных» участников: главного редактора журнала «GEO» Владимира Есипова, председателя «Союза кузнечного искусства Украины» Сергей Полуботько, представителя «Союза кузнецов России» от Ульяновска Александра Романова и других. Отдельно организаторы фестиваля поздравили с юбилеем метра кузнечного дела из Санкт-Петербурга Владимира Сохоневича.
Тогда же в Атриуме Комендантского дома открылся ряд выставок, посвященных кузнечному мастерству.
Первой стала демонстрация работ финалистов фотоконкурса «Коррозия металла». Состязание прошло под патронатом журнала «GEO» и «Гильдии кузнецов». Всего на конкурс было прислано более 80 работ, в финал отобрано — 22, из которых на презентации было представлено — 12. Призом для победителя стала годовая и полугодовая подписка на журнал «GEO».
Параллельно с этой выставкой в Атриуме Комендантского дома проходил показ черно-белых бром-серебряных фотографий «Жизнь металла в городе». Автор – художник по металлу Алексей Троицкий (Санкт-Петербург).
И кульминацией выставочной программы стало проведение экспозиции «Имена», которая совместила демонстрацию фотопортретов известных кузнецов и произведений кузнечного мастерства. Автором фотовыставки стал художник по металлу и фотограф Владимира Маркова (Санкт-Петербург). На презентации же работ современной художественной ковки были выставлены всего 52 работы, от 34 мастеров художественной ковки. Посетители могли увидеть работы известных художников по металлу, таких как Валерий Галкин, Владимир Сохоневич, Юрий Саркисян, Валентин Воробьев, Лев Панченко и др. Стилистические направления колебались от гиперреализма, через поп-арт, до образцов классической ручной ковки. В работах мастера совместили металл, стекло, дерево, что продемонстрировало многогранность современного искусства художественной обработки металла.
За 4 дня все названные выставки в Атриуме Комендантского дома посетили около 3 000 человек.
17 мая в рамках фестиваля на Кронверке прошел первый день фестиваля «Золотой Двутавр 2014». Участие приняли 65 мастеров из следующих городов: Санкт-Петербург, Москва, Голицино, Мышкин, Псков, Великий Новгород, Удомля, Устюжна, Пермь, Череповец, Вологда, Владивосток, Орел, Елабуга; а также из Украины, Беларуси Швеции и стран Балтии. Участники фестиваля под руководством авторов композиции Солнечные часы «Время Мастера» (эскиз и разработка макета Василия Кондурова и Владимира Сохоневича) произвели декорирование композиции авторскими заклепками. Среди мастеров был проведен конкурс на лучшую заклепку, который выиграл мастер Александр Минин из Голицино. Мастера давали показательные мастер-классы для детей и взрослых по ковке и художественной работе с металлом.
На фестивале среди мастеров присутствовали четыре женщины-кузнеца. Для них был проведен конкурс «Женщина, которая кует», где каждую отметили памятным подарком. Силу и ловкость «кузнечих» оценивали все зрители фестиваля. Самые активные мастера показали свою удаль и физическую подготовку в конкурсе «Самый красивый кузнец». Жюри из женской половины зрителей победителем выбрало Антона Капырина «за богатую внутреннюю красоту».
Прошла в первый день фестиваля и традиционная Кузнечная свадьба, которой произвела огромное впечатление не только на гостей, но и на свадебных «кузнечных генералов». Фольклорные мастера провели обряд сковывания кузнечной свадьбы, связав между собой юбиляра Владимира и Светлану Сохоневич. Символичную церемонию проводили кузнец из Ульяновска Александр Романов, мастера Сергей Веркеенко из Устюжны и Геннадий Иванов из Удомли.
Не позабыли организаторы праздника и о традиции производить выстрел из Нарышкина бастиона в полдень первого фестивального дня. Право «пальнуть» предоставили Владимиру Сохоневичу.
Весь же праздничный день был проведен под знаком театрализовано-концертного представления «Петровская кузница». Ведущие действа облачились в образы Петра І и Екатерины І. Мероприятие сопровождали шоу барабанщиков «Dream time». Выступление барабанщиц «Малая Охта» украсили поход юбиляра фестиваля к Нарышкину бастиону для проведения торжественного полуденного выстрела. Танцевальный ансамбль «Vivaldi-show» придал фестивалю атмосферу Петровского времени. Во время программы «Силачи старой школы» участники расправлялись с металлом голыми руками на удивление не только публике, но и мастерам. На следующий день на этой же сцене выступили группы «Бумажное солнце», «The JET’S», «Smooth Kats».
Второй день фестиваля прошел в Кронштадте в рамках 310 годовщины дня Кронштадта. Участников фестиваля поздравили губернатор Санкт-Петербурга Г. Полтавченко и глава Администрации Кронштадтскго района г. Санкт-Петерубрг Т. Мещеряков. На память, лично приклепали цифры 310 к кованому свитку, к подаренному гербу города Кронштадт. На торжестве присутствовало 70 участников (приехали новые участники из Санкт-Петербурга).
Позже кузнецы провели обряд сковывания (свадьбы) для пары Элины Федянцевой и Сергея Фролова, приехавшей из Москвы.
Привычный конкурс кованого головного убора выиграла кузнечная мастерская «Ажур» за «Шляпу-кораблик». Всего было представлено 12 кованых головных уборов разных стилей и фасонов. Далее эти произведения кузнечного мастерства будут участниками фестиваля «Императорские сады России», лучшая из работ будет передана Русскому музею.
Кузнецы совместно с участниками силового шоу мерялись силой со зрителями: перетягивали канат, гнули подковы и кованые предметы. На протяжении всех фестивальных дней проводился сбор благотворительных средств в фонд помощи больным детям «Advita».
Итогами фестиваля стали новые памятники-бренды для Санкт-Петербурга. Аллею Петропавловской крепости украсит скульптура «Время Мастера» с именными коваными заклепками участников фестиваля. Эта композиция в виде солнечных часов, которые будут показывать истинное Петербургское астрономическое время. Около этих часов уже очередь на фото. Второе «открыточное место» — это стела, подаренная к юбилею Кронштадта, которая будет установлена при въезде в историческую часть города в день военно-морского флота. Следующий год — это 70 годовщина окончания Великой Отечественной войны. Стела будет воздвигнута в память о тех событиях.
Михаил Драпак (СМ) по материалам организаторов фестиваля
Фото: Невские новости