В ювелирных украшениях чаще используют титан, бронзу и алюминий
Отраслевой портал South China Morning Post (Гонконг) публикует материал о новых трендах в ювелирной индустрии. По мнению издания, золото и платина сдают позиции. Предлагаем перевод этого материала.
Золото больше не в моде? Лучшие ювелирные дома увлеклись более дешёвыми металлами и более смелыми цветами: от титана у Chopard и алюминия у De Beers до кремнезёмного аэрогеля у Boucheron и бронзовых вставок у Hemmerle.
Забудьте о традиционных золоте и платине! Высококлассные ювелирные дома раздвигают границы, а такие дизайнеры, как Уоллес Чан и Синди Чао, отдают предпочтение титану за его прочность и лёгкость. Ости Ли из Гонконга остаётся приверженцем золота, но использует нанокерамическое и родиевое покрытие, а также эмали для придания изделиям цвета, в то время как Сара Хо часто работает с переработанными металлами.
На протяжении веков ювелирное дело оставалось неизменным. Деревянный верстак, кожаный мешочек для драгоценных камней и различные специальные инструменты были бы одинаково знакомы как ювелиру эпохи Возрождения или георгианской эпохи, так и тому, кто сегодня работает в ателье на Вандомской площади в Париже.
Однако, когда дело доходит до используемых материалов, происходит тихая техническая революция, что выражается в применении новых металлических сплавов, красочных покрытий и приёмов отделки.
Ювелирные дома раздвигают границы, предлагая всё более новаторские идеи, чтобы подогреть интерес к своим изделиям и восхищать знатоков и коллекционеров. Мы видим это во внедрении титановых и алюминиевых сплавов для крепления драгоценных камней и в добавлении красочной металлической отделки на основе технологий из различных областей, включая космическую промышленность.
Идеальным примером является использование Boucheron аэрогеля — созданного НАСА хрупкого кремнезёмного материала, который на 99,98% состоит из воды, заключённого в оболочку из горного хрусталя, для подвески из коллекции Contemplation 2020 года.
Клэр Шуан из ювелирного дома Boucheron — творец с дальновидным подходом, который исследует передовые технологии, чтобы придать оригинальность своим украшениям.
«Я свободно использую материалы, имеющие эмоциональную ценность, и аэрогель для меня выражает красоту неба, которую вы не можете найти в бриллианте», — говорит Клэр. В 2021 году она сотрудничала с французским производителем материалов Saint-Gobain, чтобы создать инновационное переливающееся покрытие для украшений из коллекции Holographique.
Высокотехнологичный процесс включает нанесение слоёв расплавленного спрея оксидов титана и серебра на белую керамику и горный хрусталь. Это позволяет изделию переливаться множеством оттенков, когда свет падает под разными углами.
«Я хотела создать коллекцию на тему цвета и найти новый подход к природным явлениям радуги и северного сияния», — объясняет Клэр. Результаты оказались впечатляющими. Особенно выделяется гибкое колье Holographique, которое дизайнер описала как «имеющее футуристический гипнотический эффект».
Другие достижения связаны с металлическими сплавами, поскольку ювелиры ищут материалы, отличные от золота и платины. Титан стал широко использоваться в ювелирных изделиях в 1990-х годах, хотя его обычно применяют в различной технике, от авиационной до автомобильной.
Прочность, антикоррозийные и гипоаллергенные свойства титана и, прежде всего, его лёгкий вес привлекли ювелиров, таких как Уоллес Чан и Синди Чао, и широко используются известными ювелирными брендами, такими как Chopard, особенно для крупных изделий.
Применение титана позволило придать ювелирным изделиям новые цвета. Анодирование титана — это электролитический процесс, дающий целую палитру оттенков, которые можно подобрать в соответствии с драгоценным камнем.
В последнее время востребован и алюминий ювелирного качества. Так, De Beers широко использует этот металл в своей новой коллекции Alchemist of Light. Здесь розовый, синий и зелёный анодированный титан и алюминий с покрытием создают инновационные поверхности, в которые инкрустированы драгоценные камни с огранкой «Маркиз» и необработанные алмазы. Особенно впечатляет комплект украшений с бриллиантами в виде синего алюминиевого веера.
Как и титан, «алюминий — прочный, но лёгкий металл. Это позволило нам создавать изделия с большими объёмами и цветными поверхностями, чтобы расширить невероятный выбор цветных бриллиантов, — сказала Селин Ассимон, генеральный директор De Beers Jewellers. — Если бы мы использовали только золото вместо алюминия и титана для оправ бриллиантов, изделия получились бы слишком тяжёлыми для ношения».
Тем не менее, эти два металла требуют совсем другого опыта, чем работа с золотом. Ассимон отметила, что пришлось пройти стадию непростого обучения, добавив: «Alchemist of Light представляет собой наиболее творчески и технически амбициозную коллекцию, которую мы когда-либо задумывали и создавали, и это направление, в котором мы хотим следовать».
Компании De Beers Jewellers всего 20 лет, но её преимущество в том, что она опирается на 130-летний опыт работы с бриллиантами группы De Beers, что даёт им возможность раздвигать границы возможного.
Hemmerle — немецкий семейный ювелирный дом, известный своим мастерством и использованием в коллекциях нетрадиционных материалов, таких как дерево, бронза и алюминий.
В последней коллекции Hemmerle, Infused Jewels, драгоценные камни помещены в изящные алюминиевые цветы ручной работы и в фарфоровые броши также в виде цветов. Естественная прочность и лёгкость алюминия дают немецким ювелирам прекрасную возможность для экспериментов.
«Податливость алюминия позволяет нам сосредоточиться на инновациях и создавать сложные изделия, тонкие по дизайну, но очень прочные, оставаясь при этом верными нашей приверженности мастерству, — сказала Ясмин Хеммерле, которая руководит бизнесом вместе со своим мужем Кристианом. — Благодаря процессу анодирования мы создаём алюминий различных оттенков, которые дополняют естественные цвета камней. Анодирование алюминия — самая сложная часть процесса создания изделия».
Не только известные бренды проявляют смелость в своём подходе к новым технологиям. Украшениям Ости Ли из Гонконга придаёт яркость не один лишь цвет драгоценных камней. Дизайнер работает только с золотом, но использует специальные покрытия, такие как нанокерамическое электронное и родиевое покрытие, а также эмали для придания цвета металлу.
Яркие покрытия на золоте становятся все более популярным способом создания красочных ювелирных изделий без утраты ими драгоценной составляющей, которая делает их роскошными.
Браслеты May Beauties от Ли из его коллекции Chloris Yard являются квинтэссенцией этой технологии, демонстрируя цветочный декор. Ювелир из Монако Сара Хо, как правило, работает с переработанным золотом, но во время «пандемии» она начала добавлять в свои коллекции больше цветов и текстур, используя керамику, а позже и смешанный сплав, сочетающий в себе прочность титана и лёгкость алюминия.
«Оба этих металла можно анодировать, чтобы создать удивительные оттенки, которые я искала, — сказала дизайнер, впервые использовавшая такой приём при работе над коллекцией Bright Young Things. — Этот сплав — ещё один элемент, который позволяет мне придать своим изделиям больше цвета, текстуры и индивидуальности. Привлекательная атласная текстура особенно красиво контрастирует с тёплыми шелковистыми солнечными тонами 18-каратного переработанного золота оправы драгоценных камней, которые благодаря этому выглядят более выигрышно».
Похоже, проникновение новых технологий в творческий процесс действительно открывает захватывающую новую эру для ювелирного дизайна.