Из истории одного проекта: Парк кованых фигур

3-хметровый "Кузнец" появился в Донецке

В 2021 году Парку кованых фигур в Донецке отметил свое 20-тилетие. И как минимум десяток лет арт-проект прочно ассоциируется со столицей Донбасса и в профессиональных кузнечных кругах, и среди гостей Донецка. Уже к моменту проведения ЕВРО 2012 Парк кованых фигур был официально признан одной из визиток города, местом рекомендованным к посещению экскурсиями. Но не так уж широко известна многогранность проекта Виктора Бурдука, а факт того, что ежегодный кузнечный фестиваль Парк кованых фигур в Донецке старше самого Парка, часто заводит в тупик даже весьма опытных журналистов. Изложить всю историю уникального проекта в одной статье не получится, но наиболее яркие моменты постараемся отразить.

Вспомним как все начиналось

Первый кузнечный фестиваль в Донецке состоялся в, теперь уже далеком, 1997 году, когда никакого Парка кованых фигур и в помине не было. Инициатором I кузнечного конкурса (а именно так было названо мероприятие в рамках празднования Дня города Донецка) выступил Виктор Иванович Бурдук, возглавлявший первое кузнечное предприятие в регионе – “Гефест”. На призывы гефестовцев откликнулись и другие мастера, так что такая цель, как сплочение профессиональных рядов была успешно выполнена. А положительная реакция горожан совершенно точно давала понимание, что этот смелый эксперимент требует продолжения и развития.

Активный интерес самых различных слоев общества к художественной металлообработке и консолидация мастеров этого вида декоративно-прикладного искусства привели Виктора Бурдука в 2001 году к проекту Парк кованых фигур. Создание пополняющегося композициями арт-объекта на открытой территории не только позволяло мастерам реализовывать свои творческие амбиции, но и давал возможность жителям Донецка соприкасаться с кузнечным мастерством чаще, чем раз в году во время фестиваля, воочию видеть самые разнообразные по замыслу и исполнению творения кузнецов-художников.

Этапы развития Парка кованых фигур

Сегодня у того, кто впервые посетит Парк кованых фигур, наверняка сложится впечатление, что сквер заполняли согласно некоего плана, предварительно задуманного. На самом деле одно из чудесных свойств этого уникального парка в том, что никакого генерального плана изначально не было. Более того, когда в 2001-м году автор проекта излагал свою идею мэру Донецка Владимиру Рыбаку, мастер даже не подразумевал совершенно конкретное место. Сквер у городской администрации, как площадку для реализации творческого потенциала в металле, предложил глава города, которому идея кузнеца показалась интересной.

Аллея Арок

Перспективность проекта проявлялась постепенно. Первые годы кузнецы просто демонстрировали возможности художественной ковки, реализовывали свои творческие возможности в самых разных композициях, не объединенных какой-либо общей темой. Это была фаза эксперимента. Идея должна была пройти проверку временем, а главное мнением дончан. Кстати, и работы этого периода созданы исключительно донецкими мастерами.

К 2005 году интерес к проекту стал совершенно очевиден, но справедливости ради следует отметить, что Парк тогда представлял несколько десятков весьма интересных работ расположенных как на выставке только в восточной части сквера, около центральной площадки сквера.

Виктор Иванович БурдукГотовясь к проведению фестиваля в 2005 году, Виктор Бурдук поставил амбициозную задачу – создание целой аллеи кованых фигур объединенной единой темой. Аллея Знаков Зодиака, органично вписавшись в  Парк кованых фигур®, стала первой подобной “застройкой” и запустила новый этап развития проекта. Аллея из двенадцати работ очень полюбилась посетителям и такой подход применялся последующие годы.

Уже в 2008 году Парк кованых фигур был способен производить столь яркое впечатление, что компетентная делегация Кольца европейских городов-кузнецов единодушно объявила проект уникальным в Европе. При этом, сделали оговорку, что и в мире ни о чем подобном не слышали, просто не готовы ручаться за континенты на которых сами лично не побывали.

В 2012 году количество композиций Парке уже приближалось к двум сотням, а на его территории практически в каждой части присутствовал художественный металл. Гуляя по аллеям Парка, посетитель находился в постоянном контакте с кузнечным творчеством.

Прогулка по Парку кованых фигур представителей “Книги рекордов Украины” произвела такое впечатление, что они тут же вышли с предложением к автору проекта о внесении объекта в книгу как “своеобразного рекорда”. И хотя ни автор проекта, ни другие его участники никогда не преследовали цель “бить рекорды”, Парк в 2012 году рекордсменом все-таки стал.

Фестиваль, фестиваль, фестиваль…

Параллельно с развитием арт-объекта набирал известности и кузнечный фестиваль в Донецке. В начале двухтысячных для реализации творческих идей одного дня в рамках Дня города стало маловато. Кроме того, у мастера из других регионов и стран начали стремиться посетить Донецк, дабы себя показать и людей посмотреть, но ехать за тридевять земель на один всего денек – целесообразность сомнительная. Вот здесь и потребовался принципиальный качественный скачок сразу по нескольким параметрам. Фестиваль  стали заявлять как самостоятельное культурно-массовое мероприятия, проводить два полноценных дня (дни заезда/отъезда сюда не учитывались) и проводить на территории Парка кованых фигур.

Сам фестиваль кузнечного мастерства стал носить также название Парк кованых фигур, что подчеркивало прямую его связь  с арт-пространством. Ветви проекта объединяли творческие темы, причем так, что в дни фестиваля у посетителей могло сложиться ощущение, что все его участники на протяжении всего года занимались исключительно Парком.

Впрочем, в определенном смысле примерно так оно и было. Конечно, каждый работал в своей кузнице, выполняя текущие заказы. Но наступало время и автор проекта объявлял очередную творческую тему, причем на определенном этапе эти самые темы вытекали из самого Парка кованых фигур. И сказать, что идеи рождались на его аллеях, – в данном случае даже не фигура речи. Очень часто именно на месте размещения возможной будущей композиции, автором принималось окончательно решение о ее реализации.

Когда тема очередной работы, а следовательно и фестиваля получали четкую концепцию, идеи распространялись в профессиональных кругах, с приглашением принять участие, которое могло выражаться в достаточно точных технических параметрах задания, а иногда напротив предлагалось включиться в процесс еще на уровне проработки эскизов.

Такой формат подготовки к фестивалю допускал кроме присутствия мастера на фестивале, еще и возможность заочного участия. Позволял внести свою лепту в проект кузнецам из городов и весей очень удаленных. И на вопрос – “Чьими руками сделана вся эта красота?” обычно звучит ответ –  “В Парке кованых фигур представлено творчество кузнецов “от Японии до Канады”. А бывало и так, что сначала в какой-либо коллективной работе появлялась миниатюра, а сам кузнец ее автор впервые приезжал в Донецк и на фестиваль несколько лет спустя.

“Кузнец” – главный акцент Парка, его центральная композиция создавались с применением такой же творческой механики, как и ряд других коллективных произведений.

Памятник кузнецу

В 2012 году Виктор Бурдук утвердил сразу две творческие задачи – композицию “Кузнец” и коллективную работу “Европейский Букет”. В последствии реализованный замысел, подразумевал в центре главной клумбы Парка кованых фигур трехметровую фигуру кузнеца, а по ее окружности, в качестве легкого, больше визуального, ограждения – кованые цветы.

Каркас Кузнеца в 2012 году изготовили мастера Кузницы Гефеста и презентовали его во время традиционного фестиваля. Мастеров разных городов и стран пригласили создать небольшие миниатюры с тематикой своего города, региона, или мастерской, которые в последствии закреплялись на каркасе. Таким образом реализовывалась возможность участия в проекте множества мастеров, а Кузнец стал по-настоящему интернациональным, что усилило символичность центральной группы Парка.

Следует отметить, что прежде чем остановиться на конкретном образе, Виктором Бурдуком была проработана масса эскизов, часть из них даже были воплощены в макеты. Выбор остановился на достаточно авангардном каркасном варианте, именно он позволял множеству кузнецов внести свою лепту в образ. Кстати, на фигуре и сейчас найдется место для медальонов. Так что у молодых и амбициозных художников есть возможность присоединиться к проекту даже десять лет спустя.

Кованые цветки также были привезены и присланы также из самых разных городов и стран, и в сентябре 2012 года, во время XIV кузнечного фестиваля, из них был сформирована своеобразная изгородь. Эти пятьдесят шесть цветков получили название – Европейский Букет.

Почему букет  “европейский”?

Название для нового проекта лежало буквально на поверхности. Ежегодная Конференция Кольца европейских городов-кузнецов в 2012 году должна была проводиться в Донецке. Даты кузнечного форума пересекались с XIV фестивалем Парк кованых фигур и в сентябре в Донецк прибыли мастера почти из двух десятков стран. Большинство участников привезли свои уникальные цветы, из которых и был составлен символический букет.

Кроме Европейского Букета участникам Конференции и фестиваля, в рамках обширной программы мероприятий, была презентована фигура Кузнеца, для которой предстояло изготовить миниатюры.

Достойное место…

На протяжении года из различных городов и стран в Донецк прибывали “медальоны”, которые в последствии были закреплены на каркасе. Большую часть миниатюр привезли непосредственно на фестиваль, во время которого мастера имели возможность самолично закрепить свой элемент в коллективной работе.

Монтаж фигуры "Кузнец"
С сентября 2013 года творческая композиция “Кузнец” заняла пожалуй самое заметное место в Парке кованых фигур. Этой работой сделан важный тематический акцент. Люди, которые приходят в восторг от мастерства воплощенного в многих экспонатах донецкого музея современного художественного металла, имеют возможность остановить свой взгляд на образе творца и художника, ремесленника и романтика – на образе кузнеца.

Кованый памятник "Кузнец"
Кованый памятник “Кузнец”. Фото Натальи Герман

А коллективное фото участников ежегодного Фестиваля Парк кованых фигур традиционно делается у подножья этого символичного арт-объекта, и даже взобравшись на него.

Кузнечный фестиваль "Парк кованых фигур-2013"

…в достойном городе

Гостю современного Донецка едва ли придет в голову, что он приехал в город, который всего-то полтора века назад взял свое начало от кузницы. Да, да! Юзовский завод, давший начало городу, начинался с кузнечного цеха. Причем уже в конце XIX века именно здесь была изготовлена легендарная кованая пальма из рельса.

Наверное не случайно уникальному проекту Парк кованых фигур возник именно в Донецке, и в его центре, в шаговой доступности от памятников выдающимся военачальникам, писателям и политическим деятелям, увековечено одно из древнейших ремесел, пожалуй именно та профессия, с которой начинался весь технический прогресс человечества.

Сложные годы и непростой юбилей

По известным причинам начиная с 2014 года Парк кованых фигур значительно убавил темпы развития, а традиционный донецкий кузнечный фестиваль сократился до одного дня. Тем не менее работа в рамках проекта не остановилась, а в чем-то даже вышла на какой-то более высокий уровень.

Именно XVI фестиваль кузнечного мастерства Парк кованых фигур в сентябре 2014 года – стал первым после долгого перерыва культурно-массовым мероприятием в Донецке. На аллеях Парка было очевидно, как люди уставшие от пришедшей в их город войны, истосковались по ремеслу и искусству. Проведя фестиваль, кузнецы словно запустили  творческие механизмы и в ближайшие дни в Донецке начали звучать объявления об открытии театральных сезонов и проведении различных мероприятий.

За годы, когда Донецк жил в условиях различных по интенсивности обстрелов и разнообразных блокад, Парк кованых фигур пополнился рядом серьезных работ, среди которых, возможно самая масштабная в рамках проекта, – кованая часовня святых Космы и Дамиана, совершенно безвозмездно созданная донецкими кузнецами из собственных же материалов, на основе эскиза известного мэтра художественного металла из Санкт-Петербурга Владимира Сохоневича. Созданная с учетом всех канонов часовня получила благословление и в ней регулярно проводятся службы.

На эти годы пришлась и реализация давней задумки Виктора Бурдука – проекта “Время. Состояние. Рок.” В Парке появилось уже несколько композиций с кинетической составляющей, элементы которых приводятся в  движение порывами ветра или приложением иного небольшого усилия.

Так что не смотря на все трудности автор проекта и донецкие кузнецы к двадцатилетнему юбилею проекта подошли с достойными результатами. И пусть один из старейших в Европе донецкий фестиваль не может на сегодняшний день похвастаться помпезностью, но душевность и народная любовь у него только прибывает.

Вместо окончания

По законам жанра статья должна заканчиваться какими-то выводами или итогами. Но позволю себе нарушить это правило. Проект Парк кованых фигур продолжает жить своей интересной и далеко не всегда простой творческой жизнью, так что время подводить итоги где-то в будущем. А в настоящем просто хочется пожелать творческих успехов автору и всем участникам этого замечательного проекта.

Евгений Лавриненко (СМ)

PS. Знаковые события по годам:

  • 2005 г. – первая тематическая аллея «Знаки зодиака»;
  • 2009 г. – установка 6-ти метровой композиции «Кованые розы», посвященной 140-летию города Донецка. На композиции размещены миниатюры кузнецов из разных стран мира;
  • 2012 г. – композиция «Европейский букет», состоящей из 56 кованых цветов из разных стран Европы, посвященный генеральной ассамблее Кольца Европейских городов-кузнецов, которая проходила в Донецке;
  • 2013 г. – центральная скульптура парка – «Кузнец»;
  • 2015 г. – поклонный крест «Спаси и сохрани»;
  • 2018 г. – ХХ юбилейный фестиваль, которому посвящена обыденная часовня святых Космы и Дамиана.

Добавить комментарий